Нормы Закона РФ «Об образовании», регламентирующие подготовку, организацию, порядок проведения ЕГЭ и его юридические последствия, конкретизируются в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющих управление в сфере образования. Федеральный закон справедливо считает эти вопросы предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, исходя из ст. 72 Конституции РФ, относящей общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Все это свидетельствует о том, что мы наблюдаем процесс становления нового правового института в сфере образования, который постоянно совершенствуется, пополняясь новыми нормами. Нормы, регулирующие ЕГЭ, представляют собой обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью образовательного права. Нормы данного правового института определяют формы, участников, порядок и сроки проведения ЕГЭ. На сегодняшний день урегулирована организация Федеральной базы свидетельств о результатах единого государственного экзамена, нормативно утверждено единое расписание проведения и продолжительность экзамена по каждому общеобразовательному предмету, определен перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено в ходе ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам.
Вместе с тем, механизм сдачи и проведения ЕГЭ постоянно совершенствуется, ориентируясь на принципы законности, гуманизма, равноправия, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности, целостности образования, его общедоступности, то есть, на тот комплекс правовых принципов, на которых основывается система действующих норм образовательного права. Многие нормы обязаны своим появлением анализу специфики правоприменительной деятельности в процессе текущей и итоговой аттестации обучающихся.
Так, например, практика проведения ЕГЭ потребовала регламентировать порядок пользования мобильной связью во время экзамена. Эти нормы появились после того, как были обобщены нарушения порядка проведения ЕГЭ, связанные с наличием у участников экзамена сотовых телефонов. В результате были приняты нормативные документы, которые расширили права участников ЕГЭ, например, была изменена продолжительность экзамена по иностранным языкам, предусмотрена возможность переноса сроков сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам, то есть, по русскому языку и математике, по религиозным убеждениям на дополнительные сроки, установлен контроль за сроками обработки результатов экзаменационных работ, а также приняты предписания о нормативном правовом обеспечении проведения ЕГЭ в субъектах РФ.
Анализ вносимых изменений показывает явную тенденцию к детализации правового регулирования ЕГЭ, которая обнаруживает в первую очередь его несовершенство. Однако, может быть, все-таки, со временем уровень обобщенности правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу ЕГЭ, повысится в результате целенаправленной законодательной деятельности.
Многие нормы, регламентирующие ЕГЭ, содержатся в подзаконных актах, таких, как постановления Правительства РФ, приказы министра образования и науки, письма Рособрнадзора. Обилие писем, регулирующих образовательные отношения, не может не настораживать. Юристы уже давно призывают не облекать нормативные предписания в такие формы, как письма, указания, распоряжения, ибо эти документы являются актами индивидуального, информационного, разового характера. Следовательно, форма акта в сфере образования должна стать объектом повышенного внимания со стороны тех, кто призван осуществлять проверку соответствия нормативных правовых актов в сфере образования действующему законодательству, а также основополагающим принципам образовательного и международного права.
Тем не менее, к настоящему времени сложилась относительно развитая совокупность правовых норм по правовому регулированию итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учебных заведений. Она представляет собой первичную общность юридических норм, обеспечивающих целостное регулирование определенного участка образовательного права. Эти нормы могут быть признаны профильным правовым институтом образовательного права. Данный институт регламентирует собственно образовательные отношения, так как эти отношения характеризуются спецификой правоприменительной деятельности в процессе итоговой аттестации обучающихся. Отношения по поводу ЕГЭ, в первую очередь, управленческие, регулируются только нормами образовательного законодательства, так как они обусловлены спецификой управления сферой образования. Нормы, составляющие этот комплекс норм, согласованы друг с другом, опираются на единые принципы, используют единую терминологию, характеризуются субординацией разной юридической силы.
Подробно о педагогике:
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...
Методические разработки по теме: «Минеральные удобрения»
Цели: усвоение учащимися состава азотных, фосфорных, калийных удобрений и их биологической роли, развитие умений применять имеющиеся знания в новых ситуациях, закрепление знаний о единстве живого и неживого, развитие интереса к истории и новым фактам науки. Оборудование и реактивы: набор удобрений, ...
Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...