В связи с этим важно, чтобы ДО не рассматривалось как "полулегальное дополнение" к существующей образовательной системе, а имело соответствующий его роли в образовательном процессе правовой статус. Речь не идет об альтернативности существующим видам образования, поскольку ДО не только органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, но и выступает неотъемлемым компонентом системы воспитания как молодого поколения страны, так и всех граждан без возрастных ограничений. Уже сегодня ясно, что оно может способствовать достижению социально значимой для России цели - реализации непрерывного образования. А промедление в правовом обеспечении ДО тормозит достижение указанной цели.
Внедрение ДО является важным фактором не только для стран СНГ и дальнего зарубежья, способствуя использованию новых возможностей высоких технологий в образовании и "экспорту знаний". Россия остается лидером в области ДО для стран СНГ. Это политически значимый, социально весомый и экономически выгодный факт. Что касается ее лидерства в традиционном образовании, то оно ослабевает: вузы стран СНГ встали на собственные ноги и отплывают от общего материка, которым раньше был Советский Союз. Если Россия будет медлить с легимитизацией ДО, она потеряет свое влияние в сфере образования в странах СНГ. С чем мы сталкиваемся в странах СНГ? С юридической неопределенностью статуса ДО, хотя оно признается как важный ресурс в других отношениях, например, в экономическом. Овладение этим ресурсом в интересах граждан стран СНГ: качественного образования по доступной цене иными способами им не получить. Но это выгодно и России, где сейчас находятся миллионы трудовых мигрантов, и наша страна заинтересована в том, чтобы среди них было больше образованных людей. Известно, что у образованного человека выше производительность труда - где бы он ни работал. ДО предоставляет возможности получить образование по месту проживания: в Армении, Казахстане, Молдавии или Эстонии. Сегодня многие российские вузы на свой страх и риск ведут образовательную деятельность в странах СНГ - и государственные, и негосударственные. На мой взгляд, было бы целесообразнее быстро создать в России ассоциацию вузов, осуществляющих экспорт образования. Если система ДО не будет применена именно российскими учебными заведениями и специалистами, то возникнет ситуация, когда придется пользоваться услугами зарубежных университетов (импорт образования в России уже превышает 5 млрд. долларов в год, по данным ректора МЭСИ В. П. Тихомирова). Негативные последствия неизбежно возникающей при этом "информационно-технологической зависимости" очевидны. И в этом плане ДО не имеет альтернативы. Экспорт российского образования, осуществляемый при поддержке государства, позволит получить не только экономические, но и морально-политические выгоды, повысит международный престиж нашей страны.
Институты и университеты, использующие ДО, вполне способны к самофинансированию за счет оплаты учащимися образовательных услуг. Поэтому речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, финансовых гарантиях и т.д. Однако в государственной финансовой поддержке нуждаются также обучающиеся, и такую поддержку необходимо наращивать в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие ДО. Опыт показывает, что внедрение ДО приводит к существенной экономии средств за счет снижения затрат на транспорт, строительство и эксплуатацию новых зданий, в том числе студенческих общежитий, и по целому ряду других позиций.
Постоянно актуальны вопросы: кого учить и сколько времени можно учить? Есть страны, которые для себя эти вопросы кардинально решили: например, США и Китай -две крупнейшие державы - продекларировали всеобщее высшее образование как цель развития образовательных систем. Это не значит, что все задачи там решены, но цель определена. В условиях "экономики знаний" надо обучать как можно больше людей: ведь интеллектуальная работа становится массовой. И для России введение всеобщего высшего образования встает как перспективная стратегическая национальная задача. Использование ИКТ в образовании поможет в решении указанной задачи [3].
Современный солидный вуз должен иметь сеть учебных центров и телекоммуникаций и реализовывать программу обучения на месте проживания студентов. В нем обязательно использование ИКТ не только в обучении студентов, но и в управлении всеми сферами вузовской жизни. В нем наличествует экстерриториальный профессорско-преподавательский состав, есть цифровая библиотека с большими возможностями и т.д. Причем обязательно должна быть кооперация с другими вузами и научными организациями, ибо только совместными усилиями можно обеспечить форсированное применение ИКТ.
Указанные меры предусматриваются Национальной программой развития всеобщего и непрерывного образования на основе ИКТ, принятой в 2004 г. Она предполагает построение образовательной инфраструктуры и технологическое оснащение российского образования, способное обеспечить качественную профессиональную подготовку граждан независимо от места жительства. Одна из целей Программы -создать на местах учебные центры ДО. Предполагается, что по технической оснащенности подобные центры, где бы они ни располагались, не будут отличаться. Объем и качество предоставляемых ими информационных услуг обеспечивают получение профильного образования, включая курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Как видим, технологические новшества "работают" на выравнивание социальных шансов и расширение культурного горизонта граждан.
Подробно о педагогике:
Школьная дезадаптация как педагогическое явление
Содержание учебного материала Понятие школьной дезадаптации. Предпосылки школьной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичны ...
Специфика средств художественной выразительности в работах художниках
иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять с ...
Сотрудничество между детьми в семье по теории
Никитина
Согласно постулатам, выработанным Никитиным, можно сформулировать следующие правила для родителей. Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери. Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно за ...