Понятно, что если студенту приходится пользоваться дистанционной технологией образования, включающей спутниковые телелекции, аудиокурсы, электронное тестирование, обучение по Интернет, ведение электронных индивидуальных учебных досье и т.д., то ему необходимо хорошо владеть соответствующими техническими средствами, прежде всего, компьютером. В СГА действует центр компьютерного обучения (НИИ КО), оснащенный необходимым оборудованием и имеющий структурные подразделения по основным функциям: разработка сценариев обучающих компьютерных программ; исследований в области применения новейших технологий в учебном процессе; программирования и массового производства учебных компьютерных программ. В упомянутом центре проводятся занятия, позволяющие студентам приобрести знания и навыки работы с современными операционными системами, текстовыми редакторами, программами управления базовыми данными; технологиями Интернета и т.д. Действует также телевизионный центр - НИИ телевизионного обучения (НИИ ТО), имеются залы самостоятельных телевизионных занятий, где студентам выделяются индивидуальные рабочие места для выполнения учебных заданий.
ДО - это не только технические новшества, это и социальная инновация, включающая эффективность образовательного процесса. Какие социальные функции ДО наиболее значимы? В первую очередь это резкое расширение для каждого человека возможности выбора оптимальных - по условиям жизни, психофизиологическим особенностям и социальному статусу - форм реализации конституционного права на получение качественного образования. Внедрение ИКТ - ответ на потребность современной цивилизации в массовом и непрерывном образовании, в повышении его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ.
В настоящее время уже не только общность языка, но и единый принцип организации информационной инфраструктуры общества является решающим условием сохранения государства как целого. И это важный аргумент в пользу всемерного внедрения ИКТ в образовательные процессы всех уровней, поскольку человек и гражданин тем самым налаживает дополнительные каналы связи с обществом и государством, независимо от места проживания.
ДО положительно влияет на решение комплекса социально-экономических проблем в различных регионах России. Обучение населения, предоставление возможности получить высшее образование и тем самым оптимизировать профессиональную деятельность закономерно приводят к ликвидации отставания периферии от столичных центров.
Развитие ДО связано и с изменением взглядов на образование как неизменную систему. Смена парадигмы происходит и в науке в целом, и в системе образования; этот процесс непростой, даже болезненный, но без него невозможно развитие общества на новых началах. В этих условиях именно ДО способствует распространению идей демократизма, плюрализма, утверждению духа свободы; данные идеи закреплены в Законе РФ "Об образовании".
Применение новых технологий обучения опирается на совокупность психологических, педагогических и социальных знаний, а реализация различных методик и программ обучения способствует здоровой конкуренции разных форм организации образовательного процесса.
ДО усиливает значимость индивидуального подхода к учащемуся. Студенты усваивают знания и умения через множество индивидуальных форм учебы - от самостоятельного изучения тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающих компьютерных программ до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и т.д.). В связи с этим ощутимо расширение веера образовательных возможностей индивида. ДО дает ему принципиально новые шансы, обеспечивая не только увеличение объема информации, но и приобретение новых навыков и умений. В их числе - умение свободно ориентироваться в современных базах данных, взаимодействовать с членами учебного коллектива в целях достижения общих и социально значимых результатов, повышать уровень интеллектуального развития с опорой на поисковые системы и т.п. О качестве обучения с применением ДО можно судить по успешной аттестации студентов СГА, подтверждающей ежегодно соответствие их знаний, умений и навыков государственным стандартам.
Стандарты качества в системе национального образования разрабатываются с опорой на опыт вузов-"флагманов". Так дело обстоит и в России. Наша академия участвует в таких разработках ДО для других вузов, передает опыт подготовки специалистов. И это уже ощущается вторичными потребителями образовательных услуг -работодателями, а не только первичными - студентами. Необходимо привлечь для участия в разработке стандартов качества и тех, и других, поскольку главная цель ДО -вырастить специалиста, который пойдет на конкретное предприятие и должен там применить полученные знания, умения и навыки.
Качество любого продукта, включая услуги в сфере образования, разумеется, надо контролировать. Допустим, оно контролируется раз в год. А возрастет ли качество, если мы будем контролировать раз в семестр? Или же раз в месяц присылать комиссию? Вряд ли: качество или есть, или его нет. Ректору солидного государственного или негосударственного вуза доверены большие средства - здания, сооружения, компьютеры, лабораторное оборудование, зарплаты и так далее. Первый отвечает за свою деятельность мундиром, а второй еще и своим имуществом. Поэтому надо признать, что вуз сам в состоянии проконтролировать качество, если он аккредитован. В Законе об образовании записано, что аттестация вуза ведется по выпускникам: не менее 50% выпускников вуза должны защитить дипломы перед государственной аттестационной комиссией. Спрос на специалистов (в этом плане мы уверены в своих выпускниках - они неплохо трудоустраиваются) является лучшей аттестацией. Летом 2005 г. СГА выпустил стотысячного специалиста с высшим образованием, получившего диплом государственного образца. Выпускники академии работают практически во всех отраслях народного хозяйства России. Та же картина и в других престижных вузах, внедряющих ДО.
Подробно о педагогике:
Психолого-педагогическое диагностирование предметной
одаренности к изучению иностранных языков
Доступным методом выявления одаренных детей является систематическое наблюдение за ними на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Признаки: 1. Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, н ...
Анализ календарного плана воспитателя
Я проанализировала план воспитателя по следующим направлениям: 1. Количество специальных занятий Всего в плане предусмотрено 6 специальных занятий, содержание которых – формирование грамматически правильной речи. 2. Количество специальных речевых занятий, где грамматические упражнения проводятся ка ...
Подготовка к родительскому собранию
«Психологические и возрастные особенности подростка» Цель: сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков. Задачи: 1. познакомить родителей с особенностями подросткового периода; 2. выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам; 3. предупредить конфликтные ситу ...