Классификация внеклассной работы по химии

Страница 3

С большим интересом проходят вечера в восьмых классах на тему «Химия в нашем быту». Разделившись на три звена, учащиеся подбирают материал и продумывают оформление своих выступлений на следующие темы: «Наш дом», «Наша пища», «Наша одежда». На сборе учащиеся первого звена рассказывают о материалах, с помощью которых строят дома, о масляных красках, обоях и пластиках. Учащиеся второго звена рассказывают о том, как делают различные материалы, искусственную шерсть, синтетический шелк, обрабатывают кожу. При этом показывают соответствующие образцы, вытягивают капроновые нити. Учащиеся из третьего звена рассказывают о том, как изготовляют наиболее важную для людей пищу: хлеб, молочные и мясные продукты, как консервируют. Вечер на эту тему может быть показан и родителям. На таком вечере его участники рассказывают о том, как и чем лучше вывести те или иные пятна, вычисть предметы домашнего обихода, как ухаживать за комнатными растениями, чем их надо подкармливать. Сообщения сопровождаются демонстрациями. К такому вечеру необходимо сделать стенды, посвященные отдельным вопросам бытовой химии, например, различные ткани, их распознавание и уход за ними, моющие средства, растворители и различные составы для выведения пятен, клеи и замазки, химические вещества, применяемые в пищевой промышленности.

Старшеклассники (9 – 10 классы) могут подготовить вечера из истории химии на темы «От тьмы к свету», «История открытия элементов».

План вечера можно построить соответственно этапам развития химической науки [14,15,16,17]: открытия алхимиков, химия газов, электрохимия, спектральный анализ, периодический закон и радиохимия. Соответственно указанным этапам подбираются инсценировки и связывающий текст для ведущих.

Если на химическом вечере предполагается проводить опыты с веществами малоизвестными или совсем неизвестными учащимся, то в объявлении, которое сообщает о предстоящей викторине, следует предложить познакомиться со свойствами таких веществ и дать список

литературы. Опыт показывает, что в таких случаях учащиеся охотно разыскивают нужную книгу и с интересом ждут на вечере вопросов, при ответах на которые они сумеют проявить эрудицию.

Вечера, посвященные итогам изучения программных тем курса химии, организуют, как правило, после изучения определенной темы курса химии в данном классе. На такие вечера приглашаются учащиеся только классов, работающих по одной программе.

Вечера, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых – химиков, знакомят учащихся с историей науки, помогают обобщить их знания, способствуют воспитанию патриотизма, на примере замечательных людей помогает воспитать такие важные черты, как трудолюбие, целеустремленность и другие качества, отличающие настоящего ученого.

Обычно такие вечера приурочены к юбилейным датам. Они открывают простор для инициативы и выдумки учащихся. Составной частью такого вечера является доклад или лекция о жизни и деятельности ученого. Однако такие лекции или доклады не всегда пользуются успехом, и это определяется, разумеется, не темой лекции, а способом подачи материала. Поэтому в лекцию можно включить не только элементы научно – содержательные, требующие от слушателей, внимания, заставляющие их активно мыслить, но и элементы, оживляющие повествование. Такими моментами могут быть музыкальными фрагменты, отрывки из любимых литературных произведений этого ученого или фрагменты из произведений, современных данному ученому. При их исполнении, конечно достаточно квалифицированном, учащиеся не только получают эстетическое удовольствие, но и знакомятся ближе с внутренним миром ученого, получают представление о богатстве его духовной жизни. Фрагменты помогают также более живо представить себе эпоху. По сути дела, это будет уже не просто доклад или лекция, а лекция – концерт.

Как готовить лекции – концерты для юбилейных химических вечеров?

Прежде всего, необходимо подобрать учащихся, способных исполнить музыкальные номера, читать отрывки из художественных произведений, выступать с хореографическими номерами. Если поблизости есть музыкальная школа, или училище, то целесообразно совместно с руководством этих детских учреждений отобрать учащихся для исполнения самодеятельных номеров.

Подготовка художественной части отнимает много времени, но естественно, важнейшее значение имеет содержательность его научной части. Учитель тщательно продумывает текст лекции, в которой раскрывается творческая научная работа ученого – химика. Например, на вечере, посвященном жизни и деятельности Д. М. Менделеева, надо показать разносторонность деятельности ученого, кроме открытия периодического закона, его вклад в развитие теории растворов, работы с газами, по применению минеральных удобрений, переработке нефти, подземной газификации угля. Такой вечер можно закончить выдержками из его «Заветных мыслей».

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...

Наглядность, используемая на уроках немецкого языка
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаи ...

Анализ констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии. В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в проце ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru