Причины нарушений звукопроизношения

Страница 1

Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

А.Н. Корнев [4] утверждает, что осложнения анте - и перинатального периодов (токсикоз беременности, угрожающий выкидыш, резус-конфликт, соматические заболевания), и постнатальные осложнения и заболевания (нейроинфекции, травмы головы или так называемая "цепочка детских инфекций"), являются повреждающими факторами.

Л.И. Белякова в главе "Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов" [9], подразделяет причины на биологические и социально - психологические.

Биологические, которые представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.). А также первые месяцы жизни после рождения; семейная отягощённость речевыми нарушениями; нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшенства).

Социально-психологические:

1. все виды депривации (недостаточное удовлетворение основных потребностей); особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребёнка со взрослыми.

2. отделение от матери в раннем возрасте иногда влечёт за собой тяжёлые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения.

3. нервно-психическое здоровье, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

неприятие со стороны матери (отца);

неполная семья;

конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т.д.);

воспитание в двух домах;

резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания ("кумир", гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей);

усвоение ребёнком одновременно двух языковых систем.

М.Е. Хватцев [7] впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические.

Расстройства речи могут вызваться нарушением или периферического, или центрального, или проводящего отделов соответствующих анализаторов. Эти нарушения в силу взаимосвязи центральных концов анализаторов сказываются на деятельности всей коры. При чём поражение любого отдела анализатора нарушают деятельность последнего в целом. Например, поражения или аномалии уха, нёба вызывают специфические расстройства коркового анализа и синтеза вследствие недостаточности приходящих в кору мозга раздражителей. Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.

Как было выше сказано, М.Е. Хватцев [7] в речевой патологии выделил органические расстройства (нарушено анатомическое строение коры мозга или периферических органов речи) и функциональные (нарушена только деятельность при сохранности анатомической структуры коры мозга и периферических органов речи).

Расстройство речи центрального происхождения порождается или болезненной раздражимостью мозга, или действующими на него ненормальными речевыми раздражителями, или, наконец, психическими ("психогенными") факторами.

Как утверждает М.Е. Хватцев [7], причиной патологического изменения мозговой деятельности (нарушение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов) могут быть воздействия: физические (перегрев, переохлаждение мозга), механические (удар, сотрясение головы), химические (интоксикация мозга), биологические (бактерии, вызывающие тяжёлые болезни и нарушения деятельности эндокринных желез).

У детей чаще всего наблюдаются две последние категории причин: яды (токсины) и всякого рода нарушения обмена веществ, ослабляющие высшую нервную деятельность, часто возникающие в результате тяжёлых форм дистрофии, коклюша или рахита. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит - задержку в развитии речи или косноязычие (от слова косный, т.е. малоподвижный, неповоротливый).

Особенно вредно отражается на развитии речи у маленького ребёнка, как это установлено профессором Н.И. Красногорским [7; 57с.], расстройства пищеварения и питания, т.к. при этом резко падает образование условных рефлексов. Даже относительно лёгкие нарушения питания задерживают нормальное развитие речи. Более резко такое влияние сказывается в первые три года жизни ребёнка. Как показал тяжёлый опыт Великой Отечественной Войны, в этих случаях, кроме задержки в развитии речи, новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отмечаются неустойчивостью, часто они надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...

Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru