Современные проблемы технологического образования школьников

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 3

Российский и международный опыт показывает, что подготовка учащихся к жизни и трудовой деятельности невозможна без связи школы и производства, без привлечения к работе с учащимися служб занятости населения, без помощи других государственных и общественных организаций. Соответственно, эти связи надо восстанавливать и развивать на взаимовыгодной основе.

В ряде регионов России (Москва, С.-Петербург, Брянск, Великий Новгород, Кемерово, Республика Татарстан, Краснодарский и Ставропольский края, Нижегородская, Самарская области и др.) накоплен положительный опыт работы по переходу к технологическому образованию. Анализу и обобщению, которого были посвящены научно-практические конференции.

По итогам работы коллегии министром образования России В.М. Филипповым издан приказ (Приложение 4). Работникам органов управления образованием, ИПК, администрации общеобразовательных учреждений, учителям технологии необходимо руководствоваться этим важным документом в своей практической деятельности по реализации целей и задач образовательной области «Технология». Предстоит последовательно улучшать качество технологической подготовки школьников, всемерно способствовать становлению поколений знающих, умелых, инициативных и ответственных работников.

Образовательная область «Технология» согласно новому учебному плану, принятому в 2003 году построена по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона. Следует заметить, что в новом учебном плане в 2 раза сокращены часы уроков по технологии. Однако, в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. в проекте федерального базисного учебного плана увеличено количество учебных часов на освоение школьниками предметов социально-экономического цикла, информатики и иностранных языков.

Тем не менее, в общеобразовательных и профессиональных школах продолжается поиск перспективных форм, путей и средств организации политехнической подготовки, учащихся с учетом региональных особенностей, национальных традиций, желаний учащихся и родителей, потребностей рынка. И все это при широкой вариантности содержания, позволяющей добиться эффективных результатов включения учащихся в трудовую деятельность. Задача педагогов усложняется: нужны новые методологические подходы к содержанию политехнического образования, основу которого составляют адекватные современной технико-технологической и экономической среде знания. Без применения знаний не может быть решена основная задача политехнической подготовки - усвоение научных основ техники и овладение функцией труда. Превращение знаний, усвоенных школьником, в эффективное средство управления своей трудовой деятельностью рассматривается нами как обязательное условие профессиональной мобильности молодого человека. Лишь при условии интеграции учебной и трудовой деятельности можно говорить о полноценной политехнической подготовке.

В рамках простого технологического процесса имеет место однозначная зависимость между многозначностью развития этого процесса и ростом его уровня технологии. С одной стороны, прогрессивные изменения или замена рабочего хода технологического процесса вызывают увеличение уровня технологии, с другой, рост уровня технологии возможен только при развитии технологического процесса по эвристическому пути.

Любая система технологических процессов количественно может быть оценена максимумом своей производительности при неизменных уровнях технологии составляющих. Рост уровня технологии, обеспечивающий повышение производительности, является результатом какой-либо рационализации технологических процессов системы. В данном случае качественного изменения в рабочем ходе технологического процесса не происходит, уровни технологии составляющих системы неизменны. В силу объективных причин технологического характера или причин, связанных с ограниченностью финансовых, сырьевых, трудовых ресурсов, отдельные составляющие системы могут не соответствовать степени рационалистического развития, обеспечивающей оптимальную производительность системы. Дальнейшее развитие технологической системы путем оптимизации пропорций становится возможным только за счет реализации потенциальных возможностей данного технологического процесса, в результате чего будет достигнут максимальный (потенциальный) уровень технологии в данной системе при неизменных условиях ее составляющих. Этот уровень технологии является верхней границей. Ее достижение будет означать, что последующий прирост уровня технологии данной системы может быть получен только в результате кардинальных перестроек ее рабочих ходов, т.е. при эвристическом развитии.

Потенциальный уровень системы обозначают как значимый. Рост величины считается признаком эвристического развития систем технологических процессов и показывает не только увеличение реальной производственной системы, но и открывающиеся возможности для роста производительности труда и оптимизации структуры составляющих системы с помощью: вложений, направленных на их рационалистическое развитие. Необходимым и достаточным условием эвристического развития технологической системы является рост уровня технологии хотя бы одного из составляющих технологических процессов, входящих в состав системы.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся прежде всего механиз ...

Урок физической культуры. Общая характеристика урока
Значение и задачи. Урок физической культуры - основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. Значение урока физическо ...

Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга. Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление. Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позво ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru