Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было учитывать, что именно трудовое воспитание в школе представляет своего рода равнодействуюшую социальнополитехнических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры.
Закон «Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:
• формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;
• формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.
В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А. Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология»
Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует пояснить следующее. Приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.
Это означает, что преподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.
На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка.
При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращенном варианте, информационно-иллюстративно.
Например, если в разделе «Электротехника и электроника» на школьной базе не удается организовать монтажные и измерительно-исследовательские работы по радиоэлектронике, электронной автоматике и цифровой электронике, то допускается дать этот материал в сокращенном варианте на уровне технологических сведений, а практические работы провести в эксплуатационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами, обучая пользованию ими.
Анализ раздела: «Профессиональное самоопределение»
1. Раздел «Профессиональное самоопределение»; на изучение раздела отводится 20 часов. Раздел подготовлен В.Д. Симоненко в соавторстве с П.С. Самородским, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 1999 г.
2. Основная цель изучения данного раздела - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состоя-ния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять само-анализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметпь:
осуществлять самоанализ развития своей личности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
3.Поставленные перед курсом цели определяют те конкретные задачи обучения учащихся, которые должны решаться в процессе его преподавания:
Подробно о педагогике:
Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...
Сущность понятия «познавательный интерес»
Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, восп ...
Народное искусство в
формировании изобразительного творчества детей
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развит ...