Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания » Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Страница 2

В начале XX в. И.Ю. Абелева отмечает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи. К.И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяя в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания, когда функциональные расстройства моторной функции коры поступают под влиянием сверхсильного раздражителя. Для данной фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Преобладание психогенных моментов характеризуют вторую фазу [12. С. 24].

В конце XIX в. многочисленные исследования ученых позволяют определять заикание как сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, при этом психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский). Такие исследователи, как Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие психических недостатков.

К речевому недоразвитию детей заикание относит Р.М. Боскис, которая называет его заболеванием с лежащими в его основе речевыми затруднениями. Данные затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее. Р. Е. Левина сущность заикания находит в нарушении коммуникативной функции речи, конкретно в изучении грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает.

Возникшие речевые затруднения зависят как от типа нервной системы, так и от общего и речевого режима. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания.

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

Место методики обучения технологии в теории обучения
Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогичес ...

Изучение темы «Железо и его соединения» на уроке по химии в средней школе
Железо: его строение и свойства “Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!” Цели урока: сформировать представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя; ...

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическая культура родителей ребенк ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru