Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно – И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.

Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.

В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.

Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.

Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.

Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.

Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;

2. теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методы исследования:

1) изучение теоретических источников;

2) интерпретационный метод – выявление связей между изучаемыми явлениями.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.

Подробно о педагогике:

Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...

Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала
В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов ...

Сущность понятия коммуникативный метод обучения
В настоящее время ведущим принципом обучения иностранному языку является принцип коммуникативной направленности. Данная методика развивает умение свободно, непринужденно и смело общаться на языке. Общение на иностранном языке имеет большое значение в создании необходимых условий, вызывающих у учащи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru