Симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Характерными первыми признаками проявления заикания могут быть:
v употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
v повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
v вынужденные остановки в середине слова, фразы;
v затруднения перед началом речи [20, 29].
Важным фактором в определении заикания является наличие судорог, возникающих при попытке начать речь, при непроизвольных сокращениях мышц речевого аппарата. Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-кот, ма-ма-машина). Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет, к…рот).
По месту локализации различают дыхательные, артикуляционные и голосовые судороги. При дыхательных судорогах создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляционные судороги вызывают перекашивание губ, вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д), реже и менее напряженно - щелевых. При голосовой судороге ребенок что-то говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
v Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").
v Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
v Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).
Чаще встречаются дыхательные и артикуляторные судороги, реже - голосовые. Помимо судорог, заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением голоса [15. С. 7-10].
При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:
1) экспираторная (судорожный выдох),
2) инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
3) респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Дыхание заикающегося ребенка поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом акте не задействована диафрагма. Диафрагма – непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких, и обеспечивающая правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая, что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий. Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности, фиксация на своем дефекте.
Выделяют 3 степени тяжести заикания:
v Легкая степень — дети свободно вступают в общение любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.
v Средняя степень — дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата — дыхательном, голосовом, артикулярном — во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.
v Тяжелая степень — заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи [1, 4].
В проявлении заикания характерными являются различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру эти расстройства могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными). Произвольные - это те уловки, которые заикающиеся употребляют с целью замаскировать свою трудную речь, или ее облегчить. Уловки бывают двигательные и речевые. Двигательные уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. К ним относятся сжатие кулаков, зажмуривание глаз и др., которые заикающийся употребляет перед тем, как что либо сказать. Речевые уловки чаще всего появляются при звукофобии, когда ребенок понимает, на каких звуках у него возникает судорога, и для того, чтобы не употреблять их в своей речи, использует эмболы, так называемые слова–паразиты [9. С. 16]. Эмболы у дошкольников простые по составу: «а»«, «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им. Иным проявлением речевых уловок является замена трудных слов, на более легко произносимые, либо вставкой перед трудным словом гласного (а-а-а-акнига, а-а-апечка). Изредка они проявляются в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К непроизвольным (насильственным) движениям относятся, прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте. Б.И.Шостак отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук [10, 12].
Подробно о педагогике:
Принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учрежден ...
Последствия домашнего насилия для развития ребенка
Физическое насилие – это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Признаки фи ...
Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...