Гуманизация учебного процесса является важной составляющей всестороннего развития личности, стремящейся овладевать не только профессиональными знаниями и умениями, но и общекультурными ценностями, разнообразными практическими навыками. Интерес к новым знаниям, постоянное стремление студента к самосовершенствованию, диалог и открытость дискуссии преподавателя во взаимодействии с группой, - вот оптимальные компоненты, способствующие усвоению философско-гуманитарных дисциплин и последующей научноисследовательской деятельности.
Современное общество диктует новые принципы познания и объяснения закономерностей окружающего мира. Поэтому основное задание преподавателя гуманитарных дисциплин заключается в выделении принципиальных положений данных тенденций и стимулировании студентов-магистров к самостоятельной работе над их осмыслением и пониманием.
Целью курса «Методология и организация научных исследований» является определение критериев написания магистерской работы и создание соответствующих условий учебно-профессионального саморазвития студентов-магистров. Курс имеет также широкое научно-парадигмальное значение и способствует преодолению фрагментарности философско- гуманитарных знаний.
Упрощенность и несоответствие избранных методов организации магистерского исследования, - вот главные причины того, что цель и задания работы, сформулированные в соответствии с темой, являются далекими от самой проблематики, а практические предложения и рекомендации являются декларативными, в действительности обнаруживая свою неэффективность. В соответствии с вышесказанным, можно выделить следующие типичные ошибки магистрантов:
- неспособность различать объект и предмет исследования;
- неумение формулировать цель и задания работы;
- элементарная неподготовленность в определении критериев гипотезы и др.
Данная проблема выходит за пределы педагогического понимания, и имеет значительно более глубокие корни. Она кроется в реалиях украинской постсоветской жизни, в глобальном навязывании рыночно-потребительских ценностей. Соответственно, главное задание преподавателя курса «Методология и организация научных исследований», - донести научно-методологический материал и раскрыть основные подходы к проведению исследований, показать их преимущества и недостатки на примере:
- общенаучных (философских) теорий ((пост) позитивизм, прагматизм, структурализм, герменевтика, феноменология, синергетика);
- специализированных теорий (теория бюрократии М. Вебера, «нового публичного менеджмента», неоинституционализма и др.);
- общетеоретических (структурно функциональный и сравнительный анализ, математическое моделирование и др.) и эмпирических (статистический анализ, контент-анализ, социологический опрос и др.) методов. методологический научный инженерный философия
Владение таким методологическим арсеналом является неотъемлемой составляющей любого научного исследования. В то же время избыточная теоретизация, так называемая псевдонаучность, является наиболее распространенной ошибкой учебного материала по методологии. Для создания условий максимального усвоения студентами материала преподаватель должен сосредоточить внимание на соответствии «цели-задания-метода».
Для большей мотивации студентов негуманитарного направления целесообразно показывать практическое использование соответствующих методов в магистерской работе. Правильное понимание проблемы, постановка цели, определения предмета и заданий исследования, ключевых слов конкретизируют рамки проведения магистерского исследования и облегчают работу над ним.
Подробно о педагогике:
Психолого-педагогические особенности работы с одаренными
детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со ...
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного
процесса
Содержание учебного материала Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педа ...
Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...