Особенности преподавания вузовских курсов философии

Актуально о образовании » Особенности преподавания вузовских курсов философии

Современное общество находится в полосе глобальных проблем, а самым разрушительным для его гомеостазиса оказался антропогенный кризис. Распространяемый и мультиплицируемый западными СМИ тип личности - homo consumens, в качестве вариаций которого

З. Бауман называет фланера, бродягу, туриста и игрока, оказался привлекательным образом-стереотипом и для живущих на постсоветском пространстве. Если использовать смысло-метафору Эриха Фромма, многие люди из разных страт, особенно молодежь, предпочитают жить в модусе «иметь (обладать)», а не «быть (являться)» и прилагают ко всему маркентинговые критерии. Получая образование, молодые люди пренебрегают мировоззренческой рефлексией, рационализм подменяют житейским прагматизмом, от традиционного набора ценностей склоняются к симулякрам масс - и субкультуры. Тем самым размываются границы между должным и сущим, гуманным и антигуманным, прогрессивным и регрессивным, добром и злом и т.п.

Становится ли в этой ситуации философия для современного человека «знанием ради спасения»? Отнюдь, нет. Фрагментаризация академического философского пространства не только разрушает целостность философии как феномена культуры, но и через апологию мировоззренческой «всеядности» и гиперплюрализма, программно осуществленную постмодернистами, привела принижению рационализма и отвержению базовых принципов и парадигм классической философии. А вследствие этого, и к отказу от иерархии моральных, культурных, научных и других ценностей и их релятивизации.

Могут ли подобные дискурсивные практики вразумить молодого человека, получающего высшее образование, помочь ему выработать смысложизненные ориентиры и научить отличать подлинные ценности от мнимых? Вряд ли, и поэтому такие и подобного рода философские концепции в систему вузовского образования должны вводиться весьма осторожно, а не под диктовку отдельных представителей философской элиты, сколь бы значителен не был их вклад в развитие философии. Кроме того, в государственном стандарте по философии должен быть заложен принцип относительной автономии вуза в определении отдельных тем, которые оттеняют специфику подготовки будущих специалистов в этом учебном учреждении. Но при этом не следует становиться заложником сентенции И. Гёте «философия есть рассудок на туманном языке», а выстраивать учебный курс по критерию «расширения сознания» (В.Ф. Шаповалов) будущего специалиста. То есть в процессе изучения философии преподавателям следует помочь студенту сформироваться в качестве креативной, самодостаточной, свободной и граждански ответственной личности, способной осуществлять ценностный выбор, формулировать и аргументировать ориентиры и гуманистические параметры своей жизни и профессиональной деятельности.

В решении этих задач преподаватели философии могут тесно взаимодействовать и когерировать как с преподавателями других социально-гуманитарных, так и общенаучных, и специальных дисциплин, которые оказываются партнерами в деле формирования у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на общенаучной картине мира.

Практика преподавания показывает, что преподаватели философии в негуманитарных вузах, в частности, аграрных, испытывают немалые трудности в поиске способов формирования позитивного отношения студентов к философии. Если преподавателю удается показать значимость рассматриваемых в философии проблем для развития рефлексивного мышления и будущей профессиональной деятельности студентов, сблизить проблемные поля философии и профиля вуза и факультета, то это помогает формированию у студента личной заинтересованности в усвоении философских знаний.

Профилированное преподавание философии должно учитывать мировоззренческий и методологический аспекты конкретно-научных знаний, которые приобретает студент в процессе обучения, а также быть направлено на выработку у него навыков творческого применения философских методов. Используя эмпирический и теоретический материал общенаучных и специальных дисциплин в курсе философии, необходимо придерживаться определенных принципов, и в первую очередь, принципа оптимального соотношения конкретно-научных и философских знаний. В реальной практике преподавания часто встречаются две крайности: первая - незначительное использование (а то и вовсе его игнорирование) на занятиях материала профилирующих дисциплин, которые изучаются студентами конкретного сельскохозяйственного вуза; вторая - перенасыщенность лекций и семинаров таким материалом.

Изложение философских проблем должно также соотноситься с принципом гуманизации научных и технических знаний. Это позволяет эффективно противостоять сугубо технократическим и сциентистским мировоззренческим установкам и соответствующим им стилям мышления. Человек не противостоит миру, а находится с ним в сложнейших коэволюционных отношениях. В процессе гуманизации необходимо отойти от идеи приспособления человека лишь к экономическим и технико-технологическим потребностям общества, изначально признавать за ним роль «винтика» сложной социально-технологической системы, а следует видеть в нем деятельностного субъекта общественных отношений в широком смысле слова, мировоззрение которого не ограничено рамками узкопрофессиональной деятельности.

Умение использовать материал профилирующих дисциплин во многом зависит от научной эрудиции самого преподавателя философии, однако он не может в полной мере обладать огромным багажом фундаментальных и конкретно-научных знаний. В то же время он обязан знать базисные положения соответствующих дисциплин, которые преподаются на факультете, где он проводит занятия. Интенция на включение в учебный материал по философии фундаментальных знаний (физика, химия, биология, генетика и др.) обусловлена тем, что они более устойчивы к «старению», чем конкретно-эмпирические факты и данные, и их усвоение студентами даст возможность преподавателю создать у обучающихся устойчивый фундамент научной, профильной эрудиции, на который они будут опираться, несмотря на обновление конкретно-научного (специального) знания. Именно фундаментальные теоретические знания и идеи выводят на мировоззренческие проблемы и обладают большим философско-эвристическим потенциалом. Опираясь на такие знания и идеи, преподаватель философии поможет сформировать у будущих специалистов современный научно-практический стиль мышления.

При чтении лекций и проведении семинарских занятий осуществляется анализ конкретно-научного материала на трех основных уровнях - эмпирическом, теоретическом и мировоззренческо-методологическом. Использование эмпирического знания наиболее характерно для иллюстративного метода, когда то или иное философское положение подтверждается преподавателем на основе эмпирических фактов, имеющихся в арсенале конкретной учебной дисциплины. На теоретическом уровне следует обращаться к таким фактам и открытиям профилирующих наук, содержание которых дает возможность показать их связь с отдельными категориями и принципами философии, выявить их концептуальную значимость. Третий уровень связан с выяснением роли мировоззренческой и методологической функций философии для естественных наук. При этом следует опираться на работы великих преобразователей естествознания (Галилея, Декарта, Ньютона, Эйнштейна, Вернадского и др.), которые реализовывали эти функции в своем научном творчестве.

Итак, чтобы студенты не были индифферентны к философии в целом, к ее идеям и представлениям, и чтобы она не воспринималась ими в виде «сухой», абстрактной теории, оторванной от смыслоутверждающих проблем жизни и будущей профессиональной деятельности, необходимо в процессе ее преподавания шире использовать фундаментальные научные знания, а также достижения конкретно-научных дисциплин. Вместе с тем, следует также подумать о перестройке внутренней структуры курса «Философии», преподаваемой в аграрных вузах. Целесообразно, на наш взгляд, ввести разделы или спецкурсы, которые позволяли бы успешнее адаптировать философскую тематику к профилю вуза. Таковыми в аграрном вузе могли бы быть: философские проблемы биологии; философия земледелия; философские вопросы генетики; философские проблемы сельскохозяйственной экологии; философия техники, философия менеджмента; философия маркетинга и рекламы и др.

Философия тогда сыграет свою положительную роль, когда будущие специалисты сельского хозяйства (и не только) ясно и отчетливо осознают, что естественнонаучные знания, «вплетенные» в контекст философских знаний, помогут им лучше адаптироваться к социальным условиям их деятельности, глубоко осмыслить ее результаты, принять активное участие в различных сферах социокультурной деятельности. Из стен вуза должен выходить не «технарь», не односторонне сформированный специалист, а гуманистически ориентированная личность, которая отдает себе отчет о результатах принимаемых ею технологических и управленческих решений в отношении природы и общества.

Подробно о педагогике:

Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внекласс ...

Эстетическое развитие ребенка
Программа создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления, чувства, озарения и осознания послужили материалом для создания сис ...

Психологические аспекты сущности креативности
Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность … должна организовываться таким образом, что бы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А. В. Хуторской Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru