«Образование без воспитания нравственности - это взращивание угрозы обществ» (Теодор Рузвельт). Приобщение ребенка с ранних лет к природе, возвращение его к естественной среде обитания имеет очень большое значение не только для формирования его нравственности, но в еще большей степени отвечает современной парадигме обучения, заключающейся в обучении ребенка жить в согласии с природой, самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Абросимова Светлана Александровна, учитель начальных классов Губкинской средней школы №16 работает с детьми, проживающими в спальном микрорайоне «Журавлики». Микрорайон новый, с домами высокой городской застройки, с широкими асфальтированными проспектами, плиточными тротуарами, ухоженными скверами и газонами. Здесь, практически, невозможно встретиться с растительным и животным миром «дикой» природы. Все великолепие цветочных композиций создано руками человека. Как в таких условиях научить детей любить и оберегать скромный полевой цветок, родничок, пробивающийся из-под камня? Какими словами говорить о неповторимости и первозданности живой природы?
Нынешнее время благоприятно для учителей, прежде всего, свободой выбора программ. Более других любимы учителями учебники А.А. Плешакова. Автор данного исследования также работает по учебнику «Мир вокруг нас» (1-3) указанного автора, которому удалось добиться единства содержания материала с логикой его изложения и формой его подачи. Информативная функция учебника удачно сочетается с активизацией самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Самостоятельному добыванию знаний способствуют дидактические игры, красочные рисунки, увлекательный дополнительный текст, задания - разные по характеру и степени сложности.
Программа нашего эксперимента рассчитана на усвоение материала на основе поступательного развития от простого к сложному. Она начинается с темы «Неживая и живая природа». Как известно, сходство органического и неорганического мира на атомном уровне указывает на связь и общность живой и неживой природы. И вместе с тем младшим школьникам нужно помочь разобраться в их признаках. Учитель называет объекты живой и неживой природы, предлагает рассмотреть рисунки, ответить на проблемные вопросы, из которых учащиеся должны сделать вывод, что живые существа нуждаются в свете, тепле, воздухе и воде. На рисунке ученики видят цветок в горшочке с землей и напоминают учителю о почве, которая «держит цветок, чтобы он не упал». Да, почва сама является продуктом определенного климата. Но она субстрат, закрепляющий корень растения, источник корневого питания, фактор, влияющий на формирование внешнего вида растения. Экологическая роль почвы в жизни большинства растений достаточно велика, чтобы выделить ее в качестве объекта неживой природы, обязательного для нормального развития наземных растений. О ее сложном составе и образовательном процессе школьники узнают позже.
С признаками живых организмов по программе учащиеся знакомятся во II классе, но многие дети, пришедшие из детских дошкольных учреждений, знают некоторые признаки. Этот факт (а он не единичен) дает основание ввести в план урока изучение отличительных черт живой и неживой природы, дабы сохранить преемственность в ознакомлении детей с окружающим миром.
Многие учителя, раскрывая эту тему, в одном случае ограничиваются учебным материалом, в другом - подбирают довольно витиеватые для шестилеток признаки живого: обмен веществ, раздражимость, саморегуляция и др., мудрствуют в объяснении понятий «жизнь» и «смерть». Увлекшись интеллектуальной свободой, они забыли предупреждения К.Д. Ушинского об отрицательном воздействии на организм ребенка преждевременных глубоко научных сообщений.
Наблюдения в ходе эксперимента показывают: у детей не вызывает сомнения, что живые существа дышат, питаются, размножаются и умирают. Но как объяснить, что растут: «тучки», «снежный шар», «горка яблок», «муравейник» и «речка после дождя»? Непонимание исчезает, если учащимся объяснить, что живые существа не только растут (увеличиваются в размерах, весе), но и развиваются (бывают маленькими, взрослыми, старыми) и приспосабливаются к окружающему миру (растение переворачивает листья к свету, усик винограда ищет опору, одуванчик вечером закрывает цветки, а утром открывает; щенок убегает от опасности, кошка щетинит шерсть, собака оскаливает зубы). Интересно, что способность питаться и приспосабливаться к окружающему миру ребята выделили как самый значимый критерий живого. Смутили детей растения: «они сидят на одном месте и могут умереть с голода». Мудрые детские рассуждения подсказали учителю необходимость дать убедительные определения растениям и животным в доступной для возраста детей форме. Животные - это живые существа, обладающие способностью двигаться в поисках пищи. Растения - это живые существа, способные образовывать питательные вещества в своих зеленых листьях с помощью солнечных лучей и потому ведущие чаще неподвижный образ жизни (съедобные листья щавеля, ревеня, кислицы, укропа, капусты убеждают детей в этом). Однако большинство растений не могут обходиться без солнца, воды, почвы - значит, между живой и неживой природой существует тесная связь.
Подробно о педагогике:
Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...
Организация и анализ результатов опытно –
экспериментальной работы в школе
Целью опытно – экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель: 1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематичес ...
Формы и методы развития предметной одаренности учащихся
в процессе изучения иностранных языков
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям. Задача же учителя - создать ...