Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся

Актуально о образовании » Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников » Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся

Страница 1

Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся.

Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в себя два действия.

а) умение ребенка на разных этапах обучения (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу свое незнание.

б) делать содержательный, целенаправленный «точечный» запрос к различным источникам знаний (к взрослым, к сверстникам и т.п.) для ликвидации своего незнания.

Для реализации этого очень важного с нашей точки зрения, умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей на формировании способностей у детей к взаимно - и самоконтролю, взаимно – и самооценке. Отсутствие этих учебных действий со стороны детей приводит к разрушению всей учебной деятельности. Она превращается в формальный «фарс», не дающий конечного результата.

Как правило, в традиционной школе действие контроля и оценки принадлежит исключительно к компетенции педагогов. При этой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий (зачем проверять диктант, все равно его будет проверять и оценивать учитель»). К тому же по традиции учащийся не владеет инструментом (критериями) контроля и оценки . (им никто этого не дает, зачем создавать себе головную боль»? Если дать в руки ученика «инструмент» учителя, еще неизвестно, к чему это может привести ?!)

Наша задача последовательно, системно вести работу на формирование учащимися «своего инструмента» для контроля и оценки своих действий. С этой целью в системе развивающего обучения разработаны специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребенка.

Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностью каждого ученика присутствует в обязательном порядке от традиционной школы, у нас они имеют ряд особенностей:

контроль и оценка в нашей системе направлены (и это очень важно !) на выявление определенного результат в предметных знаниях и умениях, но прежде всего на процесс формирования этого предметного знания у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции;

что же касается самого понятия предметных знаний, то оно рассматривается исключительно с трех позиций: системности знания, обобщенности знания и предметности знания;

контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка и не подразумевает сравнения его с другими детьми;

в первую очередь педагогические действия контроля и оценки направлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности у ребенка на разных этапах обучения, а также на процесс формирования общих способностей ребенка (к рефлексам, к планированию, анализу);

при проведении контроля за деятельностью учащихся в нашем понимании ребенок сам определяет уровень своих потенциальных возможностей и выбирает те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться, поэтому оценка работы ученика определяется, исходя из выбранного им самим уровня сложности задач.

На основе данных особенностей в системе развивающего обучения разработана система принципиальных положений по построению контрольных, проверочных, тестовых работ вне зависимости от учебного предмета, с учетом«уровней» потенциальных возможностей детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Методы и приемы обучения танцевально-ритмическим движениям
В методике обучения дошкольников ритмическим движениям и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя ...

Работа с родителями на современном этапе образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации рос ...

Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru