Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Страница 1

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов.

Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула.

Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение: опыта школы организации групповой работы учащихся в процессе обучения.

Говоря о методах, применяемых нами в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, следует отметить в качестве основных анкетирование, педагогическое наблюдение, беседу, изучение школьной документации, статистические методы обработки информации.

С целью анализа опыта преподавателей школы в отношении использования групповых форм организации учебного процесса мы предложили педагогам школы ответить на вопросы следующей анкеты:

1. Знаете ли Вы, что такое групповая форма организации обучения? Если знаете, то сформулируйте определение понятия «групповая форма организации обучения».

2. Считаете ли вы необходимым использовать групповые формы обучения в учебном процессе?

3. Используете ли вы на своих уроках работу учащихся в группах?

4. Считаете ли вы, что использование групповых форм обучения существенно меняет образовательный процесс?

В результате обработки данных, мы получили следующие результаты (см. таблицу 1):

Таблица 1.

Результаты анкетирования учителей истории по проблеме использования групповой работы учащихся в процессе обучения истории

№ вопроса

Учитель 1

Учитель 2

Учитель 3

Учитель 4

1

Знает,

даёт правильно определение

Знает, но дать определение не может

Знает, но дать определение не может

Не видит разницы с коллективной

формой

2

Да

В случае необходимости

В случае необходимости

В случае необходимости

3

Да

Да

Да

Нет

4

Да

Нет

Нет

Нет

Действительно, анализ проводимых учителями уроков истории показал, что групповая работа школьников использовалась лишь одним учителем 1 категории на уроке изучения нового материала по теме «Гражданская война».

На самом уроке, безусловно, интересном по задумке, учитель предложил учащимся следующие задания:

· 1 группа – раскрыть содержание политической программы «белого» движения в отношении будущего государственного устройства России;

· 2 группа – оценить политику большевиков в первые годы Советской власти;

· 3 группа – дать характеристику политических требований «зелёных»;

4 группа – «независимые эксперты», которые должны определить успешность работы трёх групп.

Однако процесс формирования учебных групп осуществлялся учителем стихийно, без учёта индивидуальных особенностей школьников.

Фактически в группах работали лишь одни «сильные» ученики. Остальные учащиеся выступали в роли статистов.

Результаты анкетирования педагогов подтверждают результаты опроса школьников МОУ СОШ № 24.

Учащимся старших классов после предварительного обсуждения была предложена следующая анкета:

1. Используют ли учителя на уроках работу учащихся в группах?

Если да, то отвечай на вопрос 2.

Если нет, то переходи к 3 вопросу.

2. Если бы Вам предложили на выбор работать на уроке в группе или всем классом, чтобы Вы выбрали?

3. Как Вы думаете, если бы учителя использовали на уроках групповые формы работы со школьниками, то:

· Улучшится отношение ребят к этому предмету (да/нет)

· Повысится успеваемость по данному предмету?

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся (74 %) считает необходимым использование групповой работы на уроке.

При этом 33 % школьников уверены, что в этом случае повысится качество знаний по предмету, а 47 % учащихся считает, что изучение предмета в этом случае станет интереснее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Характеристика звукового состава русского языка
В разделе "Фонетика" М.А. Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется колебаниями голосовых связок, расп ...

Ловкость как часть координационных способностей
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976). Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия ( ...

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru