Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состоит из констатирующего и формирующего этапов.
Опытно–экспериментальная деятельность проходила на базе средней общеобразовательной школы № 24 города Тула.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение: опыта школы организации групповой работы учащихся в процессе обучения.
Говоря о методах, применяемых нами в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, следует отметить в качестве основных анкетирование, педагогическое наблюдение, беседу, изучение школьной документации, статистические методы обработки информации.
С целью анализа опыта преподавателей школы в отношении использования групповых форм организации учебного процесса мы предложили педагогам школы ответить на вопросы следующей анкеты:
1. Знаете ли Вы, что такое групповая форма организации обучения? Если знаете, то сформулируйте определение понятия «групповая форма организации обучения».
2. Считаете ли вы необходимым использовать групповые формы обучения в учебном процессе?
3. Используете ли вы на своих уроках работу учащихся в группах?
4. Считаете ли вы, что использование групповых форм обучения существенно меняет образовательный процесс?
В результате обработки данных, мы получили следующие результаты (см. таблицу 1):
Таблица 1.
Результаты анкетирования учителей истории по проблеме использования групповой работы учащихся в процессе обучения истории
№ вопроса |
Учитель 1 |
Учитель 2 |
Учитель 3 |
Учитель 4 |
1 |
Знает, даёт правильно определение |
Знает, но дать определение не может |
Знает, но дать определение не может |
Не видит разницы с коллективной формой |
2 |
Да |
В случае необходимости |
В случае необходимости |
В случае необходимости |
3 |
Да |
Да |
Да |
Нет |
4 |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Действительно, анализ проводимых учителями уроков истории показал, что групповая работа школьников использовалась лишь одним учителем 1 категории на уроке изучения нового материала по теме «Гражданская война».
На самом уроке, безусловно, интересном по задумке, учитель предложил учащимся следующие задания:
· 1 группа – раскрыть содержание политической программы «белого» движения в отношении будущего государственного устройства России;
· 2 группа – оценить политику большевиков в первые годы Советской власти;
· 3 группа – дать характеристику политических требований «зелёных»;
4 группа – «независимые эксперты», которые должны определить успешность работы трёх групп.
Однако процесс формирования учебных групп осуществлялся учителем стихийно, без учёта индивидуальных особенностей школьников.
Фактически в группах работали лишь одни «сильные» ученики. Остальные учащиеся выступали в роли статистов.
Результаты анкетирования педагогов подтверждают результаты опроса школьников МОУ СОШ № 24.
Учащимся старших классов после предварительного обсуждения была предложена следующая анкета:
1. Используют ли учителя на уроках работу учащихся в группах?
Если да, то отвечай на вопрос 2.
Если нет, то переходи к 3 вопросу.
2. Если бы Вам предложили на выбор работать на уроке в группе или всем классом, чтобы Вы выбрали?
3. Как Вы думаете, если бы учителя использовали на уроках групповые формы работы со школьниками, то:
· Улучшится отношение ребят к этому предмету (да/нет)
· Повысится успеваемость по данному предмету?
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся (74 %) считает необходимым использование групповой работы на уроке.
При этом 33 % школьников уверены, что в этом случае повысится качество знаний по предмету, а 47 % учащихся считает, что изучение предмета в этом случае станет интереснее.
Подробно о педагогике:
Педагогическая наука в XIX веке
С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогич ...
Характеристика учительского и ученического состава
Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на русскую службу первых преподавателей: А.Д. Фарварсона, инструкторов по навигации – выпускников лондонской Королевской математической школы С. Гвина (1683–1720) и Р. Грейса (1681–1711). В 1701 в штат был принят Л.Ф. Магницкий, ведав ...
Факторы социального риска
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и со ...