Ценностные приоритеты воспитательной системы школы

Слово воспитание произносится ежедневно в каждой школе десятки раз. О воспитании говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более – родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как осуществлять воспитание?

В том и другом случае мы встречаемся с односторонним взглядом на воспитание, как на что-то обособленное от учения, образования. Можно ли согласиться с тем, что воспитание в узком смысле понятия не включает в себя образование и обучение, но включает формирование мировоззрение, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие?

Что значит «воспитание в узком смысле данного понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение, духовную культуру без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования?

Воспитание – это многогранный, сложный комплекс воздействия на человека, способствующий формированию гармонической, всесторонне развитой личности – созидателя материальных и духовных благ, гражданина, потребителя, культурной личности. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы и педагога внеклассной работы. Воспитывает, прежде всего, правильный личный взгляд на зло, неправду, бесчестие. У подлинного мастера, воспитателя, питомец вступает в жизнь не как беззащитная былинка, подвластная всем ветрам, а как активная общественная сила, вступает в жизнь не по окончании школы, а уже в школьные годы.

Кого мы воспитываем? Гармоничную, всесторонне развитую личность, обладающую рядом компетенций. Казалось бы, смысл этих слов достаточно ясен, но именно в кажущейся ясности как раз и теряется единство конкретности и перспективности.

Всесторонне развитая личность немыслима без прочного духовно - нравственного стержня. Основное в человеке – человечность. К этому нравственному стержню должно привязываться все, что приобретается питомцами в жизни, в школе, в результате многогранных воспитательных воздействий: этические нормы, художественно - эстетическое восприятие окружающего мира. Все эти воздействия должны как бы преломляться через призму духовности. Без нравственной чистоты, духовной культуры теряет смысл все – образование, духовное богатство, мировоззрение, трудовое мастерство, физическое совершенство.

«Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно даёт формальные умственные умения – сосредоточиться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Всё это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно: всё это служит и злодеям для их дурных целей… образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным…Всё, что воспитывает духовный характер человека - всё хорошо для России, всё должно быть принято, творчески продуманно, утверждено, насаждено и поддержано» (И.А. Ильин. Русский учитель).

В нашем обществе сегодня стал особенно очевидным разрыв между образованностью и культурой человека в целом. «…Возникает какая-то пропасть между феноменами культуры, феноменами образования, просвещения, цивилизации».

«Внешнее, политическое обновление России должно сопровождаться внутренним, культурным её возрождением… нам нужно выяснить, какие принципы должны быть положены в основу нового устройства жизни, на каких моральных и культурно-философских устоях должен быть возведён храм новой, свободной России » (С.Л. Франк. Политика и идеи).

По существу, это те высшие ценности, которые могут стать основанием концептуальной разработки философии образовательно-воспитательного процесса. Высшие ценности потому и называют высшими, что они выступают как некие идеальные горизонты, ориентируясь на которые личность выстраивает линию своего поведения. Это мировоззренческие вопросы, это, по сути, вопросы дарованной человеку возможности выбора, свободы выбора между добром и злом, прекрасным и безобразным.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Подробно о педагогике:

Терапевтическое воздействие сказки
Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим "понарошку", а пот ...

Понятие и формы итоговой государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный, национально-региональный и другие компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является опреде ...

Отбор и организация учебного материала на мотивах интенсификации образовательного процесса
Речевые и грамматические структуры языка являются исходным необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения и я. В этой связи «уровень сформированности коммуникативной компетенции ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru