Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на различных шагах коммуникативного круга.
Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи, как выразительность и образность тесно связаны с несформированностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста творческого отношения к слову, которое предполагает развитие способности чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определенную тему.
Основой всякой творческой деятельности, одинаково проявляющейся во всех сторонах культурной жизни, делающей возможным художественное, научное и техническое творчество, Л.С. Выготский считал воображение [29, С.159].
В дошкольном возрасте процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств. Становление воображения как высшей психической функции происходит поэтапно от разделения его на познавательное и аффективное, использования «опредмеченных» образов в 2,5-3 года до появления ступенчатого планирования в 4-5 лет и активного воссоздающего воображения, умения действовать в образном плане, появления элементов творчества в 6-7 лет. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают при условии систематического влияния взрослых, направленного на обогащение и уточнение представлений детей об окружающем мире [6, С.72].
О.М. Дьяченко указывает на роль слова в переструктурировании образов в процессе порождения идеи. При наличии многоконтекстности использования слова и широты содержания каждого контекста слово не имеет фиксированного содержания и позволяет гибко манипулировать с ним, а появление ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества [6, С.73].
Несмотря на ограниченный словарный запас, не позволяющий детям с речевым недоразвитием воссоздавать предложенные картины и особенно задерживающий создание новых образов, грубые искажения образов воображения при речевых нарушениях не характерны [14, С.91].
В связи с этим в методике ведутся интенсивные поиски, связанные с формированием устойчивого познавательного интереса и творческой активности в различных видах деятельности нормально развивающихся дошкольников и младших школьников и детей с особенностями развития.
Проведенное Орловой О.Б. исследование с целью выявления Ф уровня творческой активности младших школьников с нормальным речевым развитием, а также уровня понимания ими эмоционально-экспрессивных средств языка показало: для учащихся не характерно стремление к выполнению творческих заданий, к выявлению сущности процессов, их взаимосвязей и закономерностей; исходный уровень понимания учащимися эмоционально-экспрессивных средств языка неудовлетворителен, они не чувствуют выразительных коннотаций слова и обладают недостаточно развитым ассоциативным мышлением [10, С. 29]
Возникает необходимость разработки методической системы, направленной на формирование у детей творческого отношения к слову, т.е. умения определять, использовать и создавать эмоционально-экспрессивные средства языка в изобразительно-выразительных целях.
Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные средства с первых лет жизни.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и изобразительного искусства. Работа над образной и выразительной речью на материале изобразительного искусства поможет в дальнейшем при ознакомлении с другими жанрами воспринимать не только содержание, но и художественную форму произведений, а также составлять связные высказывания на тему любого произведения [16, С.28].
Для характеристики тех художественных особенностей литературы и искусства, которые мы выделяем как значимые для решения задач нашего исследования, считаем необходимым подробнее остановиться на анализе литературоведческих и искусствоведческих понятий, важных для понимания образности и выразительности речи.
В современной лингвистике особую актуальность приобретает экспрессивность (выразительность) лексики и экспрессивность синтаксиса. Это связано с изучением личности как субъекта речевой деятельности, исследованием прагматической направленности речи, с усилением изобразительно-выразительных качеств речи и их воздействия по типу автор-образ-реципиент [23, С.183].
Подробно о педагогике:
Формирование лексических навыков речи
Что, значит, знать слово? На этот вопрос можно ответить кратко - это значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без кот ...
Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...
Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности
Для реализации задач исследования мы провели 3 этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Согласно одной из задач, следовало выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому на первом к ...