Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки” – говорил А.В. Луначарский.
В музыкально-художестенной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки и чувственного видения художественного образа, у них формируется художественный вкус; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные и общие свойства. Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Эстетическое воспитание утверждает эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус, творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее « .также и по законам красоты». Прекрасное в жизни - и средство, и результат художественно - эстетического воспитания. Образование, сочетая в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным, гражданственным развитием личности должно принципиально изменить место и роль духовного и художественно-эстетического образования.
В разработке теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно – педагогическим творчеством классики педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Новаторство их педагогических систем состоит прежде всего в том, что они направлены на максимальное развитие духовно – нравственных и творческих сил ребёнка.
Ребёнок может понимать доброту и человечность поступков героев художественных произведений. Но, кроме понимания и сочувствия доброте и гуманизму, в нём должна быть выработана привычка быть добрым и человечным, заботливым и внимательным.
Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. Школьник с сильной волей, характером, стремлением к лидерству, но обладающий ложными представлениями о подлинных художественно - эстетических ценностях, оказывает порой на своих сверстников большее влияние, нежели коллектив педагогический, коллектив одноклассников или семья.
Нельзя забывать, что любое общественное явление обладает одновременно эстетическим и этическим значением. Нравственное и прекрасное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения, прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально – добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Единство этической и эстетической сфер педагогу постоянно нужно держать в поле зрения.
Подробно о педагогике:
Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...
Этапы становления технологического образования в России
Борясь за создание единой трудовой политехнической школы, основоположники советской педагогики Н.К. Крупская, А.Г. Калашников, А.В. Луначарский, С.Т. Шатский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко развивали положения о политехнической подготовке применительно к новым, в то время, экономическим условиям. Тр ...
Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...