Система правового воспитания молодежи должна основываться на принципах идейности, связи с практической деятельностью, всесторонности и эффективности воспитания, необходимости учета всех факторов, положительно или отрицательно влияющих на уровень правосознания и правовой культуры юношей и девушек, базирующихся на индивидуальном подходе к воспитуемым. При этом, как показывает практика, в правовоспитательной работе следует руководствоваться определенными принципами при выборе содержания и объема правовой информации. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются: актуальность и своевременность информации; потребность в ней для повседневной жизни и деятельности в настоящее или ближайшее время; конкретность и доступность, то есть раскрытие обобщающих понятий на примерах из повседневной жизни с учетом уровня усвоения правовой информации конкретными лицами; достоверность и объективность (оптимальное соотношение позитивных и негативных примеров); запретность и наказуемость тех или иных противоправных деяний.
Целостное воздействие этих принципов должно осуществляться с учетом особенностей различных социальных групп молодежи. Поэтому важно представить внутреннюю структуру молодежи как общественной группы, ее дифференциацию по целому ряду демографических и социальных признаков. С точки зрения взаимодействия с объективными факторами общественной жизни, с общественной практикой правовое воспитание, направленное на повышение регулирующей роли права, является важным условием укрепления законности, правопорядка, общественной дисциплины. Однако представляется необходимым подчеркнуть, что укреплению законности правовое воспитание служит через создание идейно-психологической основы укрепления правопорядка, в первую очередь, путем создания демократичного правового государства и других его институтов в лице правоохранительных и других властных структур, стоящих на страже соблюдения законности.
Правовая практика общества по соблюдению законов является определяющим фактором повышения правовой культуры молодежи, ибо она наглядно демонстрирует применение закона, его роль в жизни общества и отдельной личности, последствия пренебрежительного отношения к предписаниям закона.
При этом правоохранительную практику отличает глубина эмоционального воздействия особенно на молодое поколение, так как применение закона почти всегда сопровождается серьезными переживаниями человека, к которому закон, по их мнению, применен неправильно. Сила воздействия правоприменительной практики на правосознание молодежи определяется множеством факторов: престижем правоохранительных органов, состоянием законности в стране и в регионе, убедительностью, обоснованностью и справедливостью применяемых решений и т.п. И вот здесь правовое воспитание, осуществляемое через правовую пропаганду, правовое образование, правовую ориентацию и индивидуальную воспитательную работу, способно приводить молодежь в правильному поведению, к выбору социально полезной правовой позиции, к формированию определенных качеств правосознания.
Система форм и средств, которые могут быть применены в современных условиях для развертывания широкой работы по правовому воспитанию молодежи, должна определяться в зависимости от возрастных особенностей воспитуемых, обстановки и окружения, в которых протекает учеба или деятельность подростков и юношей, уровня их образования и культурного развития. Правовоспитательные формы молодежи, как и любых других групп населения, должны быть строго дифференцированы, и среди них гораздо большее место должны занимать индивидуальные методы влияния и воздействия на сознание, психику и поведение воспитуемых. И еще одно важное условие. В воспитании детей, подростков и юношей решающее значение принадлежит рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов, чем и объясняется сложность самой науки педагогики. Для успеха правового воспитания подрастающего поколения этот фактор имеет не меньшее значение. К тому же между общим воспитанием и формированием правосознания обнаруживается большая преемственность.
Подробно о педагогике:
Народное искусство в
формировании изобразительного творчества детей
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развит ...
Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего
обучения" на уроках
В данном разделе рассмотрим такие вопросы как: 1) Групповые формы учебной деятельности; 2) Технологии педагогов-новаторов. Крупнейшие психологи и педагоги нашей страны:, Леонтьев, Эльконин, Давыдов, Рахимов, Заиков, Реан – работали над данной проблемой. Исходная форма коллективного творчества в уче ...
Второй констатирующий эксперимент, оценка эффективности апробированной
системы дидактических игр
Целью проведения 2 констатирующего эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения 1 констатирующего эксперимента. По результатам проведения диагност ...