Цели, содержание и технология обучения диалогической речи

Страница 3

2) индуктивный (путь «снизу вверх», т.е. от частного к общему).

При дедуктивном подходе обучение начинается с целого – абзаца, рассматриваемого в качестве структурно – интонационного эталона для построения ему подобных:

а) восприятия диалога (на слух, а затем с графической опорой) с целью общего понимания смыслового содержания, выявления действующих лиц и их позиций;

б) выявление и «присвоение» особенностей данного диалога: клише, обращений, эллиптических предложений, модальных слов и междометий;

в) воспроизведение диалога по ролям, хором за учителем и в парах;

г) стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации путем выделения вариативных элементов, их эквивалентное замещение;

д) воспроизведение видоизмененного диалога.

При овладении диалогической речью дедуктивным путем, действия учащихся в большей степени основаны на процессах запоминания и репродукции, основная нагрузка, таким образом, ложится на их память, а действия не всегда удается в достаточной мере коммуникативно мотивировать и стимулировать, если не сделать ставку на интерпретацию исходного диалога. Но в то же время диалог-образец является определенной опорой для композиционного оформления и выбора средств выражения мыслей и чувств.

Как правило, обучение диалогической речи происходит следующим образом [12]:

Учитель

Ученики

1). Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д.)

2). Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.

3). Отбирает или составляет диалоги – образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т. д.

4). Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.

5). Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.

6) В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

7) Читает диалог или проигрывает запись диалога.

8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.

9) Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

10) Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.

11) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

12) Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.

13) Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.

14) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

1). Знакомятся:

- с новыми словами, речевыми моделями и клише;

- с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.

2). Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.

3). Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т. д.

4) Учатся быстро реагировать на определенные реплики.

5) Разыгрывают учебные 1 диалоги близко к тексту или учат их наизусть.

6) Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Школьная дезадаптация как педагогическое явление
Содержание учебного материала Понятие школьной дезадаптации. Предпосылки школьной дезадаптации. Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичны ...

Отбор и организация учебного материала на мотивах интенсификации образовательного процесса
Речевые и грамматические структуры языка являются исходным необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения и я. В этой связи «уровень сформированности коммуникативной компетенции ...

Примерный тематический план занятий подготовительной группы
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Физическая культура и спорт в РФ Краткий обзор развития гимнастики в РФ Гигиена, врачебный контроль Общая и специальная физическая подготовка Основы техники гимнастических упражнений Акробати ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru