Почти все эти школьники умеют незаметно списывать у товарищей, умеют улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, понимать по выражению лица учителя и товарищей, правильно ли он отвечает.
Эти особенности у разных детей проявляются различно. У некоторых учеников они выражены более ярко и полно, у других - менее, У некоторых учеников «интеллектуальная пассивность» проявляется избирательно в отношении отдельных учебных предметов. У других школьников такие особенности проявляются во всей учебной работе.
В старшем возрасте в связи с тем, что усваиваемые школьником знания оказывают влияние на формирование его личности, на отношение к миру, на интересы, понимание окружающей действительности, различия между всеми учениками описываемой группы и хорошо успевающими учениками начинают проявляться в гораздо более разнообразных областях. Но и в старших классах какое — либо задание выполняется такими учениками значительно хуже в том случае, если оно входит в обязательные учебные занятия, по сравнению с такими же точно заданиями, но выполняемыми вне учебных занятий. Например, многие из таких учеников понимали и излагали содержание книги, прочитанной вне школы, значительно лучше, чем гораздо более простое содержание какого—нибудь художественного произведения, проходимого в классе
Развитие познавательной и интеллектуальной активности
Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания В. С. Юркевич, анализируя уровни развития познавательной потребности, характеризует «умственную лень» (т.е. фактически интеллектуальную пассивность) как результат отсутствия у ребенка любознательности. Под любознательностью он понимает такую познавательную деятельность, которая не связана с внешним подкреплением (прямым побуждением взрослого, возможностью поощрения, особо привлекательным результатом деятельности).
В.С. Юркевич выделяет 2 формы (стороны) познавательной потребности: 1) потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и потребность в накоплении знаний); 2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания. Первая является наименее активной формой познавательной активности. Вторая - более активная форма, прямо направленная на получение новых знаний.
Развитие познавательной продуктивной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу её развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. Ситуации общения и межличностного взаимодействия определяют также конкретную динамику и закономерности протекания познавательной активности в указанных условиях.
Экспериментальное исследование, проведённое Матюшкиным А.М., позволили выделить наиболее существенные зависимости, определяющие условия возникновения и конкретную динамику познавательной активности:
1. Конкретная структура и тип познавательной активности определяются содержанием и структурой решаемой мыслительной задачи.
2. Индивидуальное выражение познавательной активности определяется доминирующим типом мотивации, которая играет различную роль при различных типах общения, в ситуациях совместной или конфликтной деятельности, ситуациях игры, учения и т.д.
З. Познавательная активность зависит от типов и психологической структуры диалога, одним из значимых условий в котором является степень расхождения позиций партнёров, а также соотношение между внешним и внутренним диалогом.
4. Важное значение для стимулирования взаимной познавательной активности имеют невербальные компоненты общения, а также внутренние психологические установки, препятствующие или способствующие развитию познавательной активности в ситуациях группового решения мыслительных задач
Л.С. Славиной было проведено исследование, направленное на то, чтобы преодолеть у интеллектуально пассивных детей отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности и найти условия, вызывающие их интеллектуальную активность.
Подробно о педагогике:
Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образованияможет быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь, прежде всего, идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательног ...
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Одним из характерных признаков интеллектуальной недоста ...
Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников
Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитани ...