Данная экспериментальная работа предполагала в качестве первого этапа исследования выявление актуального уровня развития орфографических навыков учащихся.
Эксперимент проводился в Гимназии №2 г. Красноярска. В констатирующем эксперименте мы использовали такие методы исследования, как анализ письменных работ учащихся (изложение и диктант с грамматическими заданиями.)
Изложение - это вид творческой работы учащихся, в которой они должны пересказать прочитанный им текст подробно или сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика. По программе средней школы учащиеся пишут обучающие изложения с 1 класса, поэтому данный вид работы не должен казаться ученикам, чем-то новым и необычным.
Процесс проведения изложения был организован в соответствии с традиционными методическими требованиями и включал:
Восприятие текста изложения на слух после первого прочтения.
Определение темы и основной мысли текста.
Выделение главного и второстепенного.
Определение микротем и их последовательность.
Восприятие текста изложения на слух после второго прочтения.
Уточнение правильной последовательности изложения.
Выявление временных, причинно-следственных связи.
Анализ средств выразительности, использованных автором.
Запись текста.
Для изложения был выбран текст, содержащий орфограммы на все изученные детьми правилами.
Изложение позволило установить уровень развития навыка по параметру «автоматизм орфографических действий». Поскольку при оформлении репродуцируемого текста внимание детей сосредотачивается на содержании, а не на орфографии, грамотное с точки зрения правописания оформление текста возможно, если навык правописания у школьника достиг высокой степени автоматизма.
Показателем сформированности орфографических навыков является количество допущенных в тексте ошибок.
Коэффициент правильности написания орфограмм рассчитывался нами как отношение количества правильно написанных орфограмм к общему числу орфограмм в тексте.
Пользуясь полученными данными, мы установили следующие уровни развития орфографических навыков:
Высокий уровень – не более 2 ошибок.
Средний уровень – не более 5 ошибок.
Низкий уровень – более 5 ошибок.
Результаты, полученные в ходе анализа работ учащихся контрольного и экспериментального классов, представлены в виде таблицы 1.2
Обобщённые результаты исследования показаны ниже на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень развития орфографических навыков испытуемых по результатам констатирующего эксперимента (изложение).
По гистограмме видно, что процент учащихся со средним и низким уровнем развития орфографических навыков преобладает в обоих классах. Очень мало учащихся с высоким уровнем.
Выявим, есть ли достоверные различия в уровнях развития орфографических навыков учащихся экспериментального и контрольного классов до проведения формирующего эксперимента.
Nк = 17, где Nк - объём выборки учащихся контрольного класса.
Nэ = 19, где Nэ - объём выборки учащихся экспериментального класса.
Контрольный класс
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
Подробно о педагогике:
Ролевое моделирование в образовании и воспитании
Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в ...
Комплексная
коррекционная программа развития познавательных процессов посредством
дидактической игры
На основе полученных результатов на первом этапе мы отобрали и осуществляли серию дидактических игр, с целью развития и коррекции умственных способностей дошкольников. Это такие игры как «Поможем кукле», «Угадай, чего не стало?», «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», « ...
Виды дидактических игр по цветоведению
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство ...