Самостоятельная работа очень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добиться систематической внеаудиторной работы первокурсников в адаптационный для них период, нужен более пристальный внешний контроль со стороны преподавателей за этой областью их учебной деятельности. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Вот почему очень важно, чтобы преподаватели разрабатывали и внедряли методы рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов. Всякая самостоятельная работа должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От этой установки будет зависеть, какие детали или объекты будут восприниматься студентами более ярко, а на какие они не будут обращать внимания. Основной метод формирования установки – это актуализация проблемы (т.е. устная или письменная инструкция преподавателя). В процессе самостоятельной работы студентам необходимо не только понять материал, но и запомнить его. Многие студенты, хорошо поняв материал и старательно подготовившись к зачету или экзамену, в решающий момент не могут воспроизвести усвоенное, потому что не владеют приемами запоминания и не ставят своей целью прочное запоминание. Здесь мы сталкиваемся с проблемой памяти , включающей в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Как показывает практика, в процессе самостоятельной работы студенты чаще всего для запоминания используют прием повторения, что занимает очень много времени и не всегда дает ожидаемый результат. Чтобы сделать процесс запоминания более эффективным, нужно шире применять приемы смыслового структурирования информации. Например, при составлении конспекта по какому-либо источнику придется выделить опорные пункты, выписать заглавие, тезисы, основные имена и даты, что, безусловно, будет способствовать не только запоминанию, но воспроизведению информации. С восприятием и памятью тесно связан процесс мышления, выполняющий в учебном процессе функцию понимания и решения проблем и задач. Для решения возникшей проблемы необходимо прибегать к таким мыслительным операциям как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В результате анализа выделяются известные данные и определяется неизвестное, т.е. то, что требуется найти, возникает определенная задача. Эта задача решается с помощью имеющихся средств или других мыслительных операций. При решении задач выдвигается и проверяется гипотеза. Важной стороной мышления в процессе самостоятельной работы является рефлексия, направленная на осмысление своей деятельности. Студенту, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управления своей деятельностью, приемами самоконтроля и саморегуляции. Для мыслительной деятельности человека важна ее связь с языком и речью . Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Уровень владения речью оказывает большое влияние на познавательную деятельность студентов, в том числе и на их самостоятельную работу. Без достаточно высокого уровня владения речью невозможна успешная учебная деятельность. Учитывая особенности различных психических процессов, преподаватель должен использовать при организации самостоятельной работы студентов соответствующие методы и приемы.
Подробно о педагогике:
Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...
Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...
Приемы обучения
решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...