Средства развития координационных - физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). К ним относятся:
Гимнастические и акробатические упражнения:
1) упражнения в построениях и перестроениях;
2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками;
4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах;
5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега);
6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, "мост" и др.).
Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).
Легкоатлетические упражнения:
1) бег с высокого и низкого старта (10-60 м);
2) бег с ускорением (20-50 м);
3) бег с максимальной скоростью (40-80 м);
4) бег в равномерном темпе: мальчики - до 20 мин; девочки - до 15 мин;
5) кросс;
6) прыжки в длину с разбега с 9-13 шагов способом "согнув ноги";
7) прыжки в высоту с разбега с 6-8 шагов способом "перешагивание";
8) метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики - с расстояния 8-18 м, девочки - 8-14 м;
9) метание малого мяча на дальность с разбега и др.
Лыжная подготовка:
1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным);
2) подъемы на лыжах в гору;
3) спуски с гор на лыжах;
4) торможения при спусках;
5) повороты на лыжах в движении;
6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).
Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных - флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).
Плавание:
1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса;
2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м;
3) игры и развлечения на воде.
Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши).
Говоря о требованиях к уровню физической подготовленности детей среднего школьного возраста, стоит отметить требования, которые они должны показывать: не ниже среднего уровня по показателям развития координационных способностей (т.к. это предмет нашего исследования) (фрагмент таблицы 1).
Таблица 1
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет (показатели координационных способностей)
Подробно о педагогике:
Методическая редукция учебного материала
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его у ...
Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных
средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...
Сказка – сокровищница народной мудрости
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для дете ...