Орфографическая работа на материале текстов для чтения может осуществляться с использованием разных форм и приёмов. Например, так называемое орфографическое чтение. Орфографическая подготовка здесь ничто иное, как код перехода от слышимых слов к видимым. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили два типа чтения - орфоэпическое и орфографическое: "прочитай, как говоришь", "прочитай, как пишешь". Полезными упражнениями являются всевозможные выписывания и переписывания слов, предложений и отрывков текстов из "Родной речи". Часто такие задания носят поисковый характер: выписать слова с данной орфограммой; выписать предложения с родственными словами и т.д. Отрывки из изучаемых произведений можно использовать в качестве письма по памяти, диктовки. Можно использовать приём "воображаемого письма". В читаемом тексте учитель обращает внимание учеников на трудное по написанию слово. Предлагается прочесть слово медленно, прослеживая его звуко-буквенный состав, и, закрыв глаза, медленно его "написать". Затем дети открывают глаза и, проверяя себя, перечитываёт слово с доски. При этом на доске даётся рукописный вариант написания, которым пользовались дети в своём воображаемом письме. Такое упражнение акцентирует внимание читающих учеников на трудных по написанию словах, способствует их запоминанию.
Орфография усваивается через чтение не только путём механического запоминания графической формы слова, но и путём практических обобщений, возникших в сознании ребёнка. Суть этих обобщений состоит в том, что дети путём внимательного чтения и наблюдений над текстом начинают понимать логику правописания. Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии и чувство языка. Зная, как пишется слово вода, ребёнок верно пишет слова и водичка и водяной, хотя может и не знать форм слова вода. Значит, дело не в правиле, а в установлении межсловесных связей. Упражнения по установлению межсловесных связей носят "упреждающий" характер.
Подробно о педагогике:
Сотрудничество между детьми в семье по теории
Никитина
Согласно постулатам, выработанным Никитиным, можно сформулировать следующие правила для родителей. Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери. Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно за ...
Школьная зрелость
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. [8] И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени ...
Событие на уроке русского языка
В начальной школе одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоятельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся эт ...