Одной из главных задач в обучении русскому языку является формирование орфографической грамотности. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность и способность усваивать родной язык в письменной форме. Я.К. Грот: "Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка" [3].
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры. В последнее время в научных трудах активно разрабатывается и тем не менее остается сложной и актуальной проблемой формирования орфографических навыков у младших школьников.
В общей системе формирования орфографических и навыков важнейшая роль принадлежит начальным классам, так как именно здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями "правильность речи", "литературно-языковая норма".
При обучении русскому учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Письмо на основе правил избавляет пишущего от необходимости запоминать написание каждого слова. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же, так как есть ученики, которые зная правило не могут применить его на практике.
Современная методика обучения орфографии рекомендует строить процесс формирования у учащихся относительной орфографической грамотности на базе понятия "орфограмма". Данное понятие присутствует в школьных программах, действующих учебниках и должно усваиваться через посредство орфографических понятий, его обслуживающих. Среди них принято выделять группу понятий, которыми оперируют в практике обучения грамотному письму и учащиеся и учитель: написание, орфограммы, буквенные орфограммы, небуквенные орфограммы, орфограмма - дефис, слитное написание, вариант орфограммы, проверяемые орфограммы, условия выбора орфограммы, орфографическое правило, орфографическая ошибка, орфографический словарь. Указанные понятия, с разных сторон описывающие систему правописания и процесс усвоения орфограмм, призваны обеспечить ориентировочную основу орфографического действия. Включение данных понятий в процесс усвоения каждого вида орфограмм делает орфографические действия более прочными. Это происходит потому, что обобщающие орфографические понятия помогают установить связи отдельного вида орфограмм с орфограммами других видов и типов и с фонетическим, лексическим, словообразовательным, синтаксическим уровнями системы языка.
Традиционная теория русской орфографии не учитывает орфографической интуиции при овладении орфографическими нормами. Вследствие чего не изучены и ее механизмы.
Орфографическая интуиция основывается на двух детерминантах. Первая детерминанта, условная, представляет собой чувственное обобщение графических образов слов. Однако названная детерминанта не может быть единственной для успешного выполнения интуитивной орфографической деятельности, ибо слишком велика нагрузка на память. Следовательно, вторая детерминанта орфографической интуиции, отражательная, - неосознанная опора на системные языковые отношения.
Проблемой орфографической интуиции занимались такие ученые как Голев Н.Д., Блинова О.И., Федоренко Л.П. и другие.
Объект исследования: состояние орфографической грамотности учащихся.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития орфографической интуиции младших школьников.
Гипотеза исследования: состояние навыков правописания определенного количества младших школьников основано на орфографической интуиции, что определяет необходимость разработки специальных заданий и упражнений, ориентированных на накопление "орфографического опыта".
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.
Выявить особенности развития орфографической интуиции.
Исследовать актуальный уровень орфографической грамотности младших школьников.
Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы:
теоретический метод сравнительного анализа педагогической, лингвистической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: тестирование, естественный педагогический эксперимент (констатирующий);
База исследования: 2 "Б" и 2 "В" классы школы № 145 города Красноярска.
орфографическая интуиция грамотность ученик
Подробно о педагогике:
Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой дея ...
Роль наглядных пособий при формировании лексических
навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...
Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска. Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы. Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников. Задача 2. Проан ...