Для обнаружения фосфорных удобрений, можно использовать растворимую соль алюминия, которая приводит, к образованию нерастворимого фосфата алюминия AIPO4 белого цвета. Другие растворимые удобрения с солью алюминия осадков не дают.
Исключение нитрата серебра приводит к тому, что хлорид калия остается нераспознанным. Чтобы доказать, что данная соль является хлоридом, можно использовать ацетат свинца, который при взаимодействии с хлоридом дает белый осадок РЬСЬ. Однако при сравнительном анализе удобрений можно практически не прибегать к этой соли. Хлорид калия определяют методом исключения.
В таблицу не включена реакция удобрения с серной кислотой и медью по следующим соображениям:
а) для распознавания иона NCV представлено в таблице только одно нитратное соединение— нитрат аммония;
б) реакция небезвредна для учащихся, если не придерживаться определенных рекомендаций. Практика показывает: если в таблице указана реакция, учащиеся, как правило, проводят ее со всеми удобрениями. В связи с этим к указанной реакции следует прибегать только в необходимых случаях. Аммиачную селитру легко отличить от прочих удобрений, содержащих аммонийную группу, с помощью других реакций.
В таблицу введена новая графа: «Слабое нагревание твердого удобрения». Она дана последней не случайно. К нагреванию удобрений учащиеся прибегают в последнюю очередь, когда требуется распознать аммиачную селитру или карбамид. Другие, соли аммония должны быть уже определены с помощью химических реакций.
Карбамид и аммиачная селитра при нагревании ведут себя вначале аналогично: они плавятся. Но при дальнейшем нагревании карбамид разлагается с выделением аммиака, а нитрат аммония —с выделением оксида азота (I) NaO газа без запаха и цвета.
Известно, что большие трудности возникают при распознавании удобрений, содержащих ионы калия, по окраске пламени. Дело в том, что удобрения обычно содержат примеси. Например, в хлориде калия молено обнаружить хлорид натрия. Примеси скрадывают фиолетовую окраску пламени калия. Поэтому в таблице для распознавания удобрений этот показатель не указан.
Изучая таблицу для распознавания минеральных удобрений, учащееся могут заметить, что не растворяется в воде фосфоритная мука, мало растворяется суперфосфат, все остальные удобрения хорошо растворяются. К растворению удобрений прибегают тогда, когда речь идет об определения ионов С1~,
SO-, NH, НРО. Для этого 1—2 гранулы или немного порошка удобрения (покрыть им только дно пробирки) растворяют в 1 мл воды.
Распознавание удобрений учащиеся проводят только с малыми количествами.
Практическая работа может быть проведена по двум вариантам. Первый вариант: учащимся предлагаются два удобрения в пакетах (под номерами), и нужно определить их содержимое. Ученик начинает выполнять задание с процесса растворения удобрений. Это позволит установить фосфоритную, муку и суперфосфат (для распознавания удобрений по первому варианту нежелательно предлагать фосфоритную муку). Допустим, что в двух пакетах растворимые удобрения. Далее исследуется содержимое пакета № 1. Ученик переливает к нескольким каплям раствора удобрения 2— 3 капли раствора хлорида бария—выпадает белый осадок, Анион установлен. Согласно таблице, это удобрение может быть сульфатом аммония, аммофосом или сульфатом калия (суперфосфат устанавливается по растворимости). Проводя реакцию с раствором щелочи, учащийся обнаруживает аммиак. Отсюда он делает вывод: сульфат калия исключается, остается предположить, что в пакете находится сульфат аммония или аммофос. Чтобы установить удобрение, действуем раствором хлорида алюминия: исследуемое удобрение не дает реакции. Следовательно, это сульфат аммония.
Подробно о педагогике:
Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...
Малые жанры устного народного творчества, их характеристика
В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра – пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию. У пословиц и поговорок нет автора. ...
Характеристика методов обучения
Практические методы Данные методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудител ...