Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Актуально о образовании » Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Страница 1

Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы и лечение на специальных медицинских аппаратах, и специальное обучение, требующие как от ребенка, так и от специалистов длительной и упорной работы. В результате ребенок испытывает большие перегрузки, весь его день заполнен занятиями и со специалистами, и с педагогами, а на игру, основную «работу» дошкольника, у него просто не остается времени.

Специалистами лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) был разработан комплекс компьютерных программ «Академик» с учетом достижений фундаментальной науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти программы предназначены, как для функционального лечения нарушений бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций (зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в микропространстве, зрительного поиска) и развития зрительной работоспособности. Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так как они играют важную роль и при чтении, и при списывании с доски или с книги, и при работе с наглядным материалом.

В настоящее время в дефектологической практике для развития внимания и зрительной работоспособности используются бланковые методики – корректурные пробы или кодинг-тесты. При выполнении кодинг-тестов ребенок должен обозначать объекты определенными кодами, представленными в образце. Такая зрительная работа требует большого внимания и многократных переводов взора. Для детей с нарушениями бинокулярного зрения подобные упражнения представляют значительные трудности, обусловленные неустойчивостью фиксации взора и нарушением работы глазодвигательного аппарата, поэтому они не любят выполнять такие задания.

Интерактивная игровая программа «Кодинг» из комплекса «Академик» представляет собой компьютерный вариант кодинг-теста. В ходе работы с этой программой ребенку предлагается последовательно кодировать фигурки зрительного ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом.

Благодаря возможностям компьютера на каждом шаге работы изменять коды в образце, ребенок не может работать по памяти, а вынужден при кодировании каждой фигуры делать по три смены фиксации взора: объект – образец - клавиатура. За одну тренировку ребенок кодирует 110 фигур, т.е. 330 раз совершает смену фиксаций взора. Кроме того, программа предоставляет возможность расположения образца не только в виде строки в верхней части экрана, как в бланковых методиках, но и в углах экрана, что заставляет детей делать дополнительное перемещение взора в разных направлениях. Вид экрана во время кодирования показан на рисунке 1.

компьютерный бинокулярный зрение познавательный

Рис.1.

Вид экрана во время кодирования при расположении образца вверху (слева) и в углах (справа) экрана.

Такая активная зрительная работа соответствует нагрузке при чтении, так как её выполнение требует длительной, точной работы на близком расстоянии и хорошей фокусировки тест-объектов.

В нашей предыдущей работе было показано, что возрастная норма скорости кодирования по программе «Кодинг» для детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением равна 13,9 символов/мин, а уровень развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения из подготовительных групп значительно снижен и достигает уровня нормы с задержкой в восемь месяцев.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы
Специфика нашей работы обусловлена необходимостью изучить и обобщить передовой опыт отечественных педагогов - музыкантов по проблеме изучения творческого наследия великого финского композитора Яна Сибелиуса в системе школьного музыкального образования. В данной главе мы попытаемся раскрыть содержат ...

Характеристика процессов памяти
Рассмотрим основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, "запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации". [8, c.334] В зависимости от спосо ...

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru