• сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
• очень яркое воображение, в котором вымысел и реальность сливаются воедино;
• хорошо развитое чувство юмора (обожают несообразности, игру слов и т.п.);
• попытки решать проблемы «не по зубам»;
• преувеличенные страхи и чрезмерная восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими, т.е. повышенная уязвимость и ранимость;
• всепоглощающее любопытство и разнообразие интересов;
• иногда перебивают взрослых, не дослушивают ответ на заданный вопрос, так как любят самостоятельно «докапываться» до сути [3; 58].
Можно сослаться только на некоторые грани одаренности, о которых часто упоминают исследователи. Замечено, что очень часто одаренные дети в младенчестве больше бодрствуют, чем спят. А вот навыки тонкой моторики, ручной работы у одаренных детей могут быть менее развиты в сравнении с познанием. Это важно учитывать, так как неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению, проявляемому со стороны взрослых, и росту зависимости поведения ребенка [6; 33].
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
· Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
· Степень сформированности.
· Форма проявлений.
· Широта проявлений в различных видах деятельности.
· Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации.
К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации.
Подробно о педагогике:
Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе
обучения
урок история групповое занятие Необходимость использования группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек . встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным п ...
Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...
Понятие навыка в обучении иностранному языку
Чтобы дать понятие «навык» в обучении иностранному языку, необходимо рассмотреть данное понятие в других областях науки. 1. Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой [18]. 2. Навык - доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Всякий новый способ действия, протекая п ...