Таблица 2
Преобладающие мотивы |
Распределение ответов | |||||
1-Б класс |
2-Б класс |
3-Б класс | ||||
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу |
число ответов |
% к итогу | |
Внутренние |
5 |
27,8 |
10 |
41,7 |
20 |
80,0 |
Внешние + |
4 |
22,2 |
4 |
16,7 |
2 |
8,0 |
Внешние - |
2 |
11,1 |
2 |
8,3 |
1 |
4,0 |
Не доминирует |
7 |
38,9 |
8 |
33,3 |
2 |
8,0 |
Итого |
18 |
100,0 |
24 |
100,0 |
25 |
100,0 |
Среди учащихся первого класса очень велика группа детей, у которых нет доминирующих мотивов к учению (38,9%). Внешние отрицательные мотивы доминируют у 11,1% учащихся. Уже во 2 классе наибольшую долю имеет группа учащихся доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (41,7%). В 3 классе доля учащихся, у которых доминирующими являются внутренние мотивы, является подавляющей – 80%. Доля учащихся, у которых преобладают внешние (-)-ые мотивы становится вовсе незначительной (4%).
Итак, предположение о том, что за период обучения в начальной школе мотивация к учению претерпевает изменения от внешней к внутренней оказалась верной.
В 1-м классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем (-)-ые мотивы сильнее (+)-ых («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих сверстников», «…чтобы не опозорить свой класс, отряд»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем «внешний пряник». К 3-му классу положение меняется. Кнут и пряник как бы переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы не быть хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в 1-м класса внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в 3-ем – уже 64%.
Что касается доминирования мотивов, то в 1-м классе 38,9% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимостей знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний вырастает до 80%.
Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учится, работать). Ребенок осознают общественную значимости учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.
Подробно о педагогике:
Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
Анализ публикаций позволил нам выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан счита ...
Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших ...
Модель учебного предмета
Большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Поскольку в учебной модели изображается ...