психический задержка отклонение интеллектуальный
Целью исследования является изучение особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. изучение анамнестических данных,
2. подбор диагностических методик, "Альянс Климат": кондиционеры бу купить в Екатеринбурге - klimat-urala.ru
3. проведение экспериментального исследования,
4. качественный и количественный анализ данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №85". В нем приняло участие 20 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Список детей представлен в приложении 1.
Экспериментально исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам:
Методика №1. "Классификация" [21]
Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления
Материал: Набор 40 предметных картинок, по 5 в каждой из 8 классификационных групп: мебель (стол, стул, кровать, шкаф, диван); одежда (платье, пальто, брюки, юбка, кофта); игрушки (кукла, матрешка, пирамидка, плюшевый медвежонок, мяч); овощи (помидор, огурец, картофель, морковь, капуста); фрукты (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива); дикие животные (заяц,, медведь, волк, белка, лиса); домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза); транспорт (автобус, троллейбус, самолет, теплоход, машина).
Ход исследования
Воспитатель дает ребенку стопку картинок и говорит: "Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Раскладывай и объясняй, почему ты так делаешь". Необходимо, чтобы ребенок объяснял свои действия по мере раскладывания. Затем взрослый спрашивает: "Каким словом можно назвать все картинки в каждой группе и почему". О картинках, которые ребенок не отнес ни к одной из групп, спрашивают: "Почему ты эти картинки никуда не положил?".
Критерии оценки заданий:
Высокий уровень - 3 балла - правильно выполняет задание.
Средний уровень - 2 балла - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
Низкий уровень - 1 балл - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 2. "Рассказы о временах года" (Е.Л. Гончарова) [4]
Цель. Способность восстанавливать временной контекст описанного в тексте события.
Стимулъный материал для введения в задачу.
Тексты, в которых называются самые яркие и существенные приметы разных времен года.
"На улице жарко. Катя надела купальник и побежала купаться. Катин щенок побежал вместе с ней на реку. Собака тоже залезла в воду и долго плавала".
Стимульный материал для основной части исследования
Первый уровень сложности
Тексты, в которых сообщения о времени года даются как бы вторым планом, на фоне развития сюжета.
"У Кати сегодня хорошее настроение. Катя и Вова гуляли с собакой Тобиком и увидели первые цветы. Вова сорвал один цветок и подарил его Кате".
Второй уровень сложности
Тексты, в которых сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а некоторые места текста могут породить у детей противоречащие друг другу гипотезы.
"Коля посмотрел в окно. На улице шел дождь. Было мокро и скользко. Дома было тепло и уютно. На елке висели разноцветные шары".
Третий уровень сложности
Тексты, в которых информация о сезоне вводится через ряд дополняющие друг друга многозначных по своему характеру определений. Определение времени года, в которое происходят описанные в тексте события, потребует от ребенка суммирования информации, извлеченной из разных мест текста.
• "Лена и Оля хотели купить мороженое. Они посмотрели в окно. На улице шел дождь. Девочки взяли зонты, надели плащи и вышли на улицу. На улице было холодно. Деревья стояли голые".
• "Деревья и трава еще зеленые. Сыроежки и опята появились в лесу. Вова взял корзинку и ножик и пошел в лес за грибами".
Проведение исследования
Требуется определить, в какое время года происходят описанные в тексте события.
Обработка результатов
Виды помощи
1. Указывается на ошибку и предлагается выполнить задание еще раз.
2. Предлагается обратить внимание на содержание текста, которое не было учтено ребенком в предыдущих пробах.
3. Предлагается и обсуждается с ребенком правильный ответ.
Критерии оценки заданий:
Высокий уровень - 3 балла - дети самостоятельно справляются со всеми заданиями, имеют четкие представления о временах года.
Средний уровень - 2 балла - - дети справляются с заданиями первого и второго уровня сложности, однако извлекать и суммировать информацию из текстов с многозначными по своему характеру определениях не могут; представления о временах года недостаточно сформированы; самостоятельно выполняют после оказания помощи стимулирующего характера или наводящих вопросов.
Подробно о педагогике:
Одаренность общая и специальная
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследоват ...
Факторы социального риска
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и со ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7
"АШ" и 8 "АШ" классов
На основе наблюдений и беседы с учителем была составлена краткая психолого-педагогическая характеристика учащихся 7 "АШ" и 8 "АШ" классов. Количество учащихся 7 "АШ" класса составляет 10 человек. Из них 4 мальчика и 6 девочек. Количество учащихся 8 "АШ" класс ...