Наиболее древнейший вид вещественных источников – археологические материалы.
Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.
Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.
Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».
Именно археологические источники в силу их наглядности , осязаемости и вместе с тем загадочности вызывают у школьников наибольший интерес.
Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей – Императорскую Кунсткамеру.
В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.
Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них – поселения и погребения.
Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века. Так на юго-западе Ставрополья были проведены раскопки Грушовского городища (VIII – III вв. до н. э.), оно является важным археологическим памятником позднекабанской или киммерийской культуры [7. С. 62].
Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения – мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц – пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи – курганы. На территории Ставропольского края найдено довольно много курганов, погребальных памятников. Так в 1973 году в связи со строительством очереди Большого Ставропольского канала обнаружили у хутора Красное Знамя, в 14 км от села Александровского, огромный курган. Его высота 11 метров, а диаметр до 100 метров. Изучение кургана дало невиданные по своему богатству и своеобразию материалы о скифах.
И это лишь один из найденных курганов, а все вместе они дают представления о культуре, уровне развития цивилизации народов, живших на территории Ставрополья в разное время.
Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.
Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.
Подробно о педагогике:
Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом
процессе
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности учителя используют в своей работе различные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Изучению воспитательных средств отводится мало места в педагогической литературе потому что, во-первых, тем что ведут анализ это ...
Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций
в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...
Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...