Для систематизации более чем трех тысяч известных науке языков учеными создана особая классификация, основанная на большем или меньшем внутреннем родстве тех или иных языков. Крупнейшей общностью языков считается языковая семья. Таких семей насчитывают около 15-ти. Большинство населения нашей страны говорит на языках индоевропейской семьи. Менее крупными являются языковые ветви, затем следуют языковые группы. В Европе преобладают языки трех ветвей индоевропейской семьи: германской, романской и славянской.
Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для школьных краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее разделы - топонимика и антропонимика.
Топонимика (от греческого «топос» - место и «онима» - имя) изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселения, столкновения, ассимиляцию племен и народов. Она много может рассказать об особенностях экономического развития данной общности людей.
Историческое значение топонимики отметил еще известный русский публицист и литератор Н. И. Надеждин. «Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре»,— писал он в 1837 г.[1, С. 45]. В истории нередки случаи, когда топонимы оказываются долговечнее, чем самый народ, к языку которого они относятся. Многие знаменитые и как бы исконно русские названия при ближайшем рассмотрении оказываются связанными с совершенно иными народами и племенами. Так общеизвестное название «Сибирь» происходит от имени одного малоизвестного племени, давным-давно обитавшего где-то за Уралом.
|Изучение топонимики может быть полезным не только для историка, но и для географа. Установление правильного произношения и написания топонимов позволяет создавать точные, научно выверенные карты.
Для топонимики характерны свои, специфические методы исследования. Основную роль играют полевые исследования, сбор первичного материала, выявление природных, исторических и этнографических особенностей данного региона, особенностей, определивших своеобразие топонимов.
Топонимика использует методы, присущие исторической науке - работу с архивными материалами; анализ письменных источников. На службу топонимике поставлены и методы, свойственные географической науке,- картографический, пространственно-сравнительный и др.
История географических названий давно привлекала внимание ученых, путешественников. Уже первый крупный русский историк В. Н. Татищев, занимаясь по поручению Петра I географическими исследованиями, проявлял большой интерес к происхождению тех или иных названий.
В последующие века топонимические изыскания были систематизированы и поставлены на прочную научную основу. С этой целью были созданы специальные научные комиссии и исследовательские группы. Были изданы первые топонимические словари, возросло количество исследований по топонимике.
Велико значение топонимики для школьного краеведения. Учитель должен уметь не только удовлетворить естественное любопытство школьников, ответив на вопрос: «Почему так называется?», но и направить зародившийся интерес в русло самостоятельного поиска ответа. Для этого необходимо сообщить юным краеведам основные принципы образования топонимов, проиллюстрировать их примерами. Каждый уголок нашей страны имеет свою содержательную, «говорящую» топонимику. Весьма интересна в этом плане, например, средняя полоса России, районы с богатым историческим прошлым, районы формирования Русского централизованного государства. Не менее интересны для изучения названия географических объектов, находящихся на территории нашего края, так как, например, одна и та же гора имеет несколько названий, происхождение которых связано с языками многочисленных народов, населяющих Ставрополье.
Подробно о педагогике:
Структура учебной деятельности при компьютерном обучении
В отечественной психологии учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Коменскому, который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, о ...
Приемы и способы повышения эффективности
запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными. По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов ...
Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...