Каменные храмы эпохи Киевской Руси – материальное воплощение могущества древнерусского государства.
Каменное зодчество периода феодальной раздробленности столь же отчетливо отражает особенности своего времени, как и храмы Киевской Руси. Каменные храмы уменьшаются в размерах, однако, их конструкция и техника кладки становятся наиболее разнообразными.
Школьная краеведческая работа с памятниками каменного зодчества XVI –XVII вв. весьма перспективна не только в общеобразовательном, но и в научном плане. Памятники зодчества XVI – XVII вв. можно использовать как своего рода наглядное пособие по истории России.
В конце XVII века начинается быстрое сближение русского каменного зодчества с западноевропейским. Одним из первых проявлений этого процесса стало формирование своеобразного архитектурного стиля, получившего название «нарышкинское барокко». Наиболее известные памятники «нарышкинского барокко» были выстроены в подмосковных вотчинах влиятельного боярского рода Нарышкиных, родственников Петра I по линии матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Последнюю треть XVIII века, время правления императрицы Екатерины II, справедливо называют «золотым веком» дворянства. Освобожденные в 1792 г. от обязательной службы, дворяне все больше внимания уделяют условиям своей повседневной жизни, по-новому относятся к облику своих резиденций – начинают возводиться так называемые «дворянские гнезда» - усадьбы. Изучение истории забытых усадеб может дать школьным краеведам интереснейший материал. Исследования в данном направлении облегчаются тем, что местные архивы содержат, как правило, достаточное количество документов по истории края XVIII – XIX вв.
Вторая половина XIX - начало XX века – время быстрого развития капитализма в экономике России. Яркими иллюстрациями этого процесса служат сохранившиеся во многих городах, а иногда и селах пышные особняки купцов, фабрикантов и заводчиков. Пышная, но безвкусная, эклектическая архитектура этих зданий показывает уровень культурного развития русской буржуазии. Памятники такого рода, наряду с торговыми рядами и купеческими лабазами, мало привлекательны с эстетической точки зрения, однако, изучение их дает отличный краеведческий материал по теме «Развитие капитализма и рабочее движение в нашем крае».
Изучение памятников архитектуры различных эпох требует от школьных краеведов основательной подготовки и систематической работы. Необходимо составить карту размещения архитектурных памятников и составить на каждый памятник паспорт, для того, чтобы краеведы легко могли отыскивать эти памятники для их дальнейшего изучения.
Большое значение для исторического краеведения могут быть изобразительные источники: старинные гравюры, скульптуры, картины с изображением бытовых сцен, национальных костюмов.
Особое значение для краеведов имеют фотоматериалы. Фотографии – прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду и т.д. Но не только изучение старых материалов, но и создание собственных фототек может стать интересной формой школьной краеведческой работы. Фото - видеолетопись родного города, села через некоторое время станет ценнейшим историческим источником, который расскажет будущим историкам и краеведам о жизни и делах людей в XXI веке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вещественные источники являются связующим звеном с прошлым, помогают краеведу в изучении прошлого и настоящего. Учитель истории, опираясь на вещественные источники, делает уроки истории неординарными, интересными и тем самым воспитывает в своих учениках целый ряд важных качеств: патриотизм, любовь к родному краю, городу, стране, бережное отношение к памятникам истории.
Подробно о педагогике:
Сказка – сокровищница народной мудрости
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для дете ...
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного
процесса
Содержание учебного материала Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педа ...
Средства развития координационных способностей
у детей среднего школьного возраста
Средства развития координационных - физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). К ним относятся: Гимнастические и акробатические упражнени ...