Одной из причин системной разработки нового законодательства надлежит наименовать и процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества. В свою очередность, международные обязательства в образовании, принятые Россией, делают актуальным проблема о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.
В 2003 г. Российская Федерация подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский ход, кой предполагает образование единого образовательного пространства, подвижность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций.
Применение внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала личный резерв, а современные обстоятельства развития общества и государства в свою очередь требуют, чтоб право не только лишь решало проблемы образования как отрасли экономики, но и стало основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации. В любом случае современное правовое управление образовательной системы требует обеспечения стабильности и одновременно преемственности законодательства об образовании.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу свежий федеративный закон "Об образовании". Средь прочих новаций в нем прописана так называемая "сетевая конфигурация реализации образовательных программ". О чем идет говор?
Из статьи 15 закона становится очевидно, что сетевая форма позволяет обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. В той же статье сказано, что сетевая форма организации образовательных программ осуществляется на основании договора средь организациями.
Нужно обозначить, что эта мысль не нова. Похожую форму образования еще до вступления нового закона в силу начали одновременно вводить, в частности, Северный (Арктический) федерационный университет (С(А)ФУ) и Всероссийский научно-исследовательский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ). Соглашение о сотрудничестве средь вузами был подписан еще в 2012 году.
В соответствии с названным договором ВИПКЛХ проводит на своей базе учение в объеме 200 учебных часов (лекционные, практические, производственную практику) со студентами, обучающимися в С(А)ФУ по направлению бакалавриата "Менеджмент" специальность: "Государственное и муниципальное руководство".
Обучающиеся - это объединение в количестве 20 студентов 3 курса, изъявивших готовность впоследствии окончания учебы работать в органах государственного управления лесами. Учение запланированы на время с 17 февраля по 30 марта, изучение производственной практики - с 16 по 23 июня.
Названная сетевая фигура реализации программы подготовки бакалавров по своей сути является пилотным образовательным проектом. Намерение - основать эффективную систему кадрового обеспечения органов государственного управления лесами и, в первую очередность, лесничеств. То есть, выговор идет о подготовке государственных служащих, обладающих специальными познаниями не только лишь в сфере лесного хозяйства, но в области госуправления.
Дело в том, что осуществленное Лесным кодексом деление в лесном секторе государственных (административных) и хозяйственных (коммерческих) функций создало небывалый раздел рынка труда - рабочая сила органов государственного управления лесами. Одначе учреждения высшего лесного профессионального образования в сегодняшнее время не предлагают направлений бакалавриата и магистратуры, которые обеспечили бы студентам принятие необходимых управленческих знаний и навыков.
Базовым направлением бакалавриата и магистратуры, которое призвано готовить кадры для лесного хозяйства, во всех лесных университетах и на факультетах является "Лесное ремесло".
Конструкция и содержимое учебных программ по этому направлению бакалавриата в основном повторяют в уменьшенном объеме учебный план подготовки инженеров лесного хозяйства по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство". По названной программе "специалитета" традиционно в прохождение длительного времени в общесоветский и послесоветский периоды вплоть до 2008 года велась учеба специалистов для лесхозов. Одначе у лесхозов коммерческая (хозяйственная) активность была преобладающей, и согласно этому формировалась надобность в знаниях и навыках у выпускников.
В сложившейся ситуации на рынке труда задачам подготовки кадров для органов государственного управления лесами в большей степени соответствует назначение бакалавриата и магистратуры "Менеджмент" с профилем "Государственное и муниципальное управление", при условии, что студенты получат навыки и знания в области лесного администрирования, основанные на общей теории менеджмента.
К сожалению, в своем большинстве лесные университеты лишены возможностей реализовать названное перед этим направленность бакалавриата и магистратуры. Такую реальность имеют экономические и гуманитарные университеты, но при этом у их выпускников возникнут объективные невзгоды в приложении полученных теоретических знаний к практике лесоуправления, ежели эти выпускники захотят трудоустроиться на государственную лесную службу.
Разработанная С(А)ФУ и ВИПКЛХ сетевая схема подготовки бакалавров преодолевает такого рода невзгоды сквозь ввод в нее таких учебных дисциплин, как "Государственное руководство лесами, "Лесное право", "Азы использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов", "Начатки лесоучетных работ".
Образование по названным дисциплинам с большим объемом практических занятий будет проводиться преподавателями института и приглашенными специалистами.
На производственной практике студенты ознакомятся с деятельностью предприятий и учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Рослесхоза. При успешной реализации изложенного перед этим образовательного проекта его результаты будут достоянием всей системы лесного образования в условиях реализации нового Закона "Об образовании".
Следующим шагом в направлении кадрового обеспечения органов государственного управления лесами может становиться усовершенствование прикладного бакалавриата на базе учреждений среднего профессионального лесного образования. Этому будет содействовать участие Российской Федерации в проекте ФАО "Укрепление кадрового потенциала региональных лесных администраций", кой обязан быть реализован в 2013-2014 гг. Один из компонентов сего проекта - оказание зарубежными специалистами консультационных услуг при становлении и развитии прикладного бакалавриата в лесном образовании. Координатором проекта ФАО со стороны Российской Федерации распоряжением Рослесхоза назначен ВИПКЛХ.
Предложенные выше мероприятия в совокупности должны основать условия для инновационного развития лесного образования.
Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся внутренние резервы выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.
Соответственно статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», формальными признаками сетевой образовательной программы являются:
1. Причастность нескольких организаций в процессе реализации образовательной программы
2. Существование формального договора о сетевой форме реализации образовательной программы, включающего:
1) вид, степень и (или) направленность образовательной программы;
2) инструкция приема, распорядок организации академической мобильности и положение обучающихся в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме;
3) обстоятельства и распорядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, в том числе ресурсное предоставление и расположение обязанностей средь организациями;
4) выдаваемые акт или документы об образовании;
5) период действия договора.
При этом, партнерами при реализации сетевых образовательных программ могут быть как иные образовательные организации Российской Федерации, так и зарубежные вузы, а как и научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.
Исходя из международного опыта и для решения задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования, Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос о государственной поддержке развития сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры как призванных закрепить сотрудничество средь вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей.
Свежий период социально-экономического развития страны ставит пред системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 и Постановление Правительства России № 211направлены на вступление к 2020 году не меньше пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, соответственно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании.
К ключевым мероприятиям, направленным на прогресс вузов в международных рейтингах, относятся осуществление совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, вовлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, усовершенствование международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.
Сетевая форма образовательных программ дает шанс реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ вместе с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.
Государственный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599. Вдобавок сего НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный действие на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Усиление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частично стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная разнообразие и упрочение позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а как и в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра.
В этой связи, изучение различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является дополнительно актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не лишь НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.
Подробно о педагогике:
Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...
Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего
обучения" на уроках
В данном разделе рассмотрим такие вопросы как: 1) Групповые формы учебной деятельности; 2) Технологии педагогов-новаторов. Крупнейшие психологи и педагоги нашей страны:, Леонтьев, Эльконин, Давыдов, Рахимов, Заиков, Реан – работали над данной проблемой. Исходная форма коллективного творчества в уче ...
Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей
Подготовка к обучению математике ведется с помощью упражнений, нацеленных на развитие логического мышления детей, на освоение простейших умственных действий, знакомство с формой предмета, их расположением, с отношением между ними (левее, больше, столько же). Много внимания уделяется графике (изобра ...