История появления профессии «социальный педагог» в России

Страница 2

Такое развитие социальных профессий, в том числе и социальной педагогики, характерно практически для всех стран. Это во многом объясняется тем, что к началу XX века изыскания отдельных зарубежных ученых оформились в науку – социальную педагогику, в которой четко проявились два направления. Первое восходит к идеям И. Песталоцци – образовывать людей адекватно изменениям в обществе в надежде на их дальнейшее позитивное влияние на него; второе – к предложению А. Дистервега работать с уже обозначившимися проблемными группами. В последующей практике эти подходы нашли свое развитие: деятельность по преодолению личностных затруднений переросла в социальную работу, в то время как взгляды И. Песталоцци, развитые и дополненные П. Наторпом, стали концептуальной основой социальной педагогики.

Очерчивая поле социальной педагогики, П. Наторп говорил о существовании вечных принципов, которые нужно правильно переносить в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Истинная социальная педагогика не может уклоняться от вопроса об основных законах общественной жизни»;

2. Усилия различных социальных структур « в своей единой общей связи должны быть направлены к одной и той же конечной цели, - воспитать в человеке человека, обратить дикое существо в разумное»;

3. «Ни один человек не может действительно помочь другому, вся природа и вся история громко говорят о том, что он должен помогать себе сам, и самое лучшее, что можно ему сделать, это научить его все делать самому»;

4. «Хотя общество и воспитывает, но только такое, которое действительно привязывает к себе отдельное лицо крепкими и тесными связями, а не то обширное разрозненное сообщество, которое в действительности уже перестало быть им, в котором один почти не касается другого и где почти уже нет места чувству солидарности» [44].

Благодаря этому, считает ученый «удастся справиться с грубыми силами нашей собственной души и восстановить в нас чистую человечность. Тогда вместе с этим пробудятся от дремоты, окрепнут и разовьются и непредвиденные духовные силы, которые позже смогут значительно скорее и легче справиться с внешними силами» [44, 185]. Рассмотренные принципы П. Наторпа, сыгравшие важную роль в обосновании социальной педагогики, сохраняют актуальность и в наши дни.

В России процесс развития социальной сферы имеет свои характерные особенности. Но как показывает мировой опыт, при всем национально-историческом и социально-организационном своеобразии социальной сферы конкретного государства в ее развитии обнаруживаются общие черты и закономерности, к числу которых можно отнести общие этапы ее становления:

1) на определенной стадии развития государства из благотворительной деятельности, направленной на оказание разного рода помощи нуждающимся и социально уязвленным членам общества, выделяются и официально закрепляются особые социальные профессии, т.е. появляются люди, профессионально, а не на благотворительных началах, занимающиеся такого рода деятельностью;

2) по мере развития профессиональной социальной сферы появляется необходимость подготовки работающих в ней людей к их профессиональной деятельности, что обусловливает появление особой ветви профессионального образования, которая развивается в непосредственной связи с развитием профессиональной сферы и усложнением стоящих перед ней социальных задач;

3) потребность в научном осмыслении накопленного опыта профессиональной социальной деятельности и подготовка специалистов социального профиля, а также в создании научной базы их совершенствования реализуется в развитии соответствующей научной отрасли.

Большинство стран прошли этот путь поступательно и эволюционно, когда каждое качественное изменение подготавливалось всем предыдущим развитием социальной сферы. Этот же путь намечался и в дореволюционной России, причем социальная сфера развивалась очень интенсивно. Но Октябрьская революция 1917 года прервала ее естественное поступательное развитие в нашей стране, в других же государствах это развитие не прекращалось. Поэтому к 80-м годам XX века социальные профессии заняли свое прочное место в профессиональной структуре общества во всех экономически развитых стран, их развитие вышло на качественно новый этап, а их значимость для развития государства стала неоспоримой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Виды, типы памяти и их особенности
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре "виды памяти - различные формы проявления мнемической деятельности". Они дифференцируются в соответствии с тремя ...

Методологические основы системы преподавания курса философских дисциплин в системе организации научных исследование
Гуманизация учебного процесса является важной составляющей всестороннего развития личности, стремящейся овладевать не только профессиональными знаниями и умениями, но и общекультурными ценностями, разнообразными практическими навыками. Интерес к новым знаниям, постоянное стремление студента к самос ...

Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе. М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эфф ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru