Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации

Страница 4

При формировании толерантности коммуникативная сфера имеет существенное значение. Поэтому одним из направлений формирования толерантности можно считать развитие коммуникативности.

«Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен явиться не только средством обучения, но и его целью» [37;47].

Итак, следующим принципом формирования межкультурной коммуникации является принцип диалога культур.

Образование и культура неотделимы. Это означает, что сфера образования должна быть заинтересована в инициировании и активной поддержке идеи диалога культур.

Диалог культур рассматривается как необходимый элемент обучения иностранному языку. Как считает Л Порше, обучение иностранному языку никогда не может быть независимым от обучения культуре, им обслуживаемой. По его мнению, взаимопроникновение в этом процессе неизбежно, а лучше понять собственную культуру можно через восприятие и понимание другой [37; 126].

Идея диалога культур нам представляется наиболее ориентированной на особенности познающего субъекта. Диалог всегда умение не только говорить, не и слушать, задавать «свои» вопросы. Возможность в нем участвовать зависит от уровня национального самосознания и от степени демократизации общественных процессов, от этнокультурной компетентности личности, ее терпимости, такта, способности к эмпатии. Совершенно справедливо отмечает В.В.Сафонова, что «обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает создание дидактико - методических условий для сопоставительного гуманистически — ориентированного изучения иноязычной и родной культуры при формировании интегративных коммуникативных умений межкультурного общения. Причем методической доминантой должна быть ориентация на формирование обучаемых как участников или как субъектов диалога культур [34; 104].

Межкультурный диалог из уроке иностранного языка - это не только сопоставление двух культур, но и их конкретных представителей как членов различных этнообщностей, носителей различного менталитета, национального характера, воплощенных закрепленных в национальном языке. Немецкий ученый И.Гердер, один из родоначальников идеи диалога культур в мировой философской мысли писал: «Все рассказы о китайском языке сходятся в том, что он несказанно способствовал сформированию всего облика народа, с присущим ему искусным и сложным образом мыслей, ведь всякий язык - это сосуд, в котором отличаются и сохраняются, и передаются идеи и представления народа» [32; 29].

В наше время понятие диалога культур стало достаточно употребляемым выражением. Под этим словосочетанием подразумевают такую форму и способ коммуникации двух и более культур, когда каждая из сторон признает другую как- равную, проявляет к ней интерес, признает ее отличия, уважает ее уникальность и одновременно через познание и сопоставление углубляет свою самоидентичность. Пространство межкультурного диалога, на котором органично соединяются достоинство этнического самосознания с отказом от этнических: стереотипов, знанием и уважением самобытности иной культуры - есть пространство межкультурной компетенции, организующееся вокруг межкультурной толерантности как морально-психологического качества личности обучаемого. Обучение культуре диалога предполагает развитие учебных, лингвистических и коммуникативных умений и навыков Обучение культуре диалога средствами иностранного языка в гуманитарном вузе включается в широкий культурный контекст. На основе развития учебных, лингвистических и коммуникативных навыков необходимо научить студентов способам эффективного взаимодействия с окружающими, помочь выработать собственную позицию в этом взаимодействии, научить видеть и анализировать различные точки зрения и приходить к совместному решению.

Следующим принципом формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации является принцип активности.

Как известно, традиционная система обучения ставила в центр внимания деятельность преподавателя, т.е. преподавание. Структура процесса обучения была следующая, изложение - понимание - обобщение и запоминание.

Современные концепции обучения ориентированы на взаимный процесс преподавателя и студента и направлены на развитие теоретического мышления, самостоятельное добывание знаний, творческие способы работы и развитие познавательной деятельности. Это концепции развивающего обучения, проблемного обучения, компьютерного обучения и другие. Качество современного образования определяется не только неким объемом знаний, но и особыми личностными характеристиками, делающими человека способным к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей его социальной средой, мобильным и свободным в своих поступках, ответственным за принимаемые решения. Образование из способа просвещения личности трансформировано в механизм развития культуры.

Оно нацелено на создание условий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы. Схема современной концепции такова: познал (вместе с преподавателем) - осмыслил – сказал - запомнил. Иначе говоря, обучаемый является субъектом, т.е. активно действующим лицом учебного процесса Принцип активности развивает способности свое одного мышления, способствует созданию целостной картины мира, развивает такие качества личности, которые способствуют его саморазвитию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Нравственная культура личности как педагогическая проблема
культура личность школьник воспитательный «Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ». В.Н. Тычина. 1914 г. Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века
Как было указано ранее, после III Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1924 года, развитие детских учреждений в городе и деревне значительно возросло. Также было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных дом ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru