Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими [33; 184].
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, они могут быть представлены как система, состоящая из " содержательных и процессуальных (организационно - методических) принципов. Педагогический принцип указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих педагогических условиях. Принцип, вместе с тем, подчиняет себе и содержание, и формы организации деятельности и воспитания, то есть оказывает системообразующее влияние на все компоненты педагогического процесса. Вместе с тем принцип должен выступать в качестве нормативного требования и тем самым служить критерием для повышения эффективности педагогической практики.
При формировании готовности студентов гуманитарных вузов к межкультурной коммуникации мы ориентируемся на следующие принципы:
- принцип культурологического насыщения содержания учебного материала;
- принцип ориентации на гуманитарные ценности;
- принцип толерантности;
- принцип диалога культур,
- принцип активности;
- принцип формирования черт вторичной языковой личности [34; 69].
Рассмотрим роль каждого принципа в достижении поставленной нами цели обучения.
Итак, принцип культурологического насыщения содержания учебного материала неразрывно связан с содержанием обучения.
Культурное становление современного человека в период демократических преобразований общества связано с переоценкой жизненных ценностей. Изменение человеческого мышления и переориентация сознания на новые социокультурные нормы и образцы является характерной особенностью нашего общества, где имеет место несоответствие между возникающими новыми культурными ценностями и старыми формами и средствами их развития. Разрешение этого противоречия связано, в первую очередь, с изменением форм и средств культурного развития личности, что в российской действительности делает проблему становления культурной личности актуальней [34; 9].
В более глобальном аспекте процессы обучения и воспитания вообще рассматриваются как процесс передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Выбросить из процесса образования культуру - значит «отказаться от всего ценного, что создало человечество» [34; 22].
Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений [34;37].
Итак, культура является средством человеческой самореализации, она способна оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека. Вот почему мы рассматриваем принцип культурологической насыщенности содержания учебного материала как один из ведущих принципов в формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации.
Формирование позитивных ценностных ориентации по отношению к иностранному языку и к деятельности, связанной с его усвоением, позволяет помимо развития общеучебных и специальных умений решать и другие задачи: воспитывать у обучаемых желание заниматься самообразованием, развивать стремление открывать новые для себя области применения изучаемого языка. Учебный материал должен быть увлекательным, стимулировать образное мышление, влиять на чувства и формировать вкус. Он должен соответствовать следующим критериям:
- страноведческое наполнение,
- современность;
- актуальность;
- достоверность.
Особое внимание при работе над учебным материалом надо уделять языковым реалиям, посредством которых расширяется кругозор студентов, их вокабуляр, обращать внимание обучаемых на особенности речи и особенности хода мыслей участников диалога, связывать эти явления с историей, культурой данного народа. В аудитории создается обстановка доверия и толерантности. Таким образом, более эффективно достигается очень важная при подготовке к межкультурной коммуникации цель - снятие психологического и языкового барьера и формирование иноязычной коммуникативной профессиональной компетентности, которая включает в себя не только лингвистический компонент (владение средствами речевой коммуникации), а также информационный компонент (профессиональная компетенция) и социально - культурологический компонент (наличие фоновых знаний о партнерах по коммуникации и реалиях, принадлежащих другой культуре).
Подробно о педагогике:
Психологическая и лингвистическая характеристика
диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...
Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...
Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений. Весной 2009 года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края Вадим Медведев подводил итоги реализации кр ...