Методика является модификацией методика М. Егровой.
Цель:
Изучение уровня семейного воспитания.
Инструкция.
Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов:
Конечно, да |
Скорее, да |
Трудно ответить |
Скорее, нет |
Конечно, нет |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Для некоторых вопросов (№ 3, 10, 17) следует выбирать ответы с указанием матери или отца (или других членов семьи): «Конечно, мать» - 1, «Видимо, мать» - 2, «Конечно, отец» - 3, «Видимо отец» /1 4, «Оба родителя» - 5.
На листе бумаги напишите дату, пожеланию – фамилию и имя, класс, школу и номер вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать ответ в виде цифры, соответствующей Вашему ответу – или «1», или «2», или «3», или «5». Если, например, на вопрос 1 выбран ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее… Спасибо за сотрудничество.
Текст.
1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?
3. С кем вы чаще советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?
4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был не справедлив по отношению к Вам?
5.Часто ли родители вас наказывали?
6. Часто ли родители ссорятся друг с другом?
7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?
8. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя!»?
9. Бывает ли та, что родители настаивают на том, что бы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?
10. Кто является главой в вашей семье: мать или отец?
11. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?
12. Часто ли разговариваю с Вами резким, грубым голосом?
13. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?
14. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
15. Считают ли родители Вас капризным ребенком?
16. Часто ли родители хотят, что бы вы все делали по вашему желанию, говоря что они разбираются в этом вопросе лучше вас?
17. С кем в семье Вы больше общаетесь?
18. Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа?
19. Наказывали ли вас в детстве более сурово, чем других детей?
20. Бывает ли, что один из родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?
21. Верно ли, что у вас нет постоянных домашних обязанностей?
Обработка результатов.
Изучается степень выраженности в семейном воспитании семи показателей (факторов) Ответы «5» - «конечно, нет» - указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма по одному фактору – 15, минимальная сумма – 3. По всем факторам соответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровней семейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного. Изменив некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителям учащихся.
Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ответы не учитываются.
Показатели:
I – Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.
II – Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).
III – Доминантность материи (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей в воспитании, уверенность материи в методах воспитания).
IV – Подрав авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка)
V – Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания, мало наказаний)
VI – Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения)
VII – Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (их наличие).
Ключ:
I – 1, 8, 15; II – 2,9,16; III – 3, 10, 17; IV – 4, 11, 18; V – 5,12,19; VI – 6, 13, 20; VII – 7, 14, 21.
Подробно о педагогике:
Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...
Игровой метод обучения русскому языку
Игра – древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит средством для создания коммуникативной компетенции. Разные исследователи дают разные опреде ...
Ключевые психологические идеи тренинга
Современный мир стремительно меняется. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. В рамках выпускной квалификационной работы разработан ...