Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема

Актуально о образовании » Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды » Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема

Страница 2

Отечественная педагогика уделяет должное внимание эстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, что начинать процесс эстетического воспитания следует с развития "внешних чувств"; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только "художественных" дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].

В процессе анализа психологической литературы, установлено, что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетического воспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а, следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности. Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученые отмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этом эмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно, чем теснее оно связано с работой воображения, с "мысленным действием". Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений к миру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.

Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].

Эстетическое обучение и воспитание является неотъемлемой частью методологии гармонического развития личности как общечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическое сознание и как следствие этого эстетический вкус.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.

Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью.

Эстетический вкус- это способность человека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенности дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.

Эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]

Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Модели построения распределенных систем непрерывного образования
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в уче ...

Формирование лексических навыков речи
Что, значит, знать слово? На этот вопрос можно ответить кратко - это значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без кот ...

Цель, задачи, методика и содержание формирующего эксперимента
На основе полученных и сделанных выводах нами была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи: 1) выделить направления и этапы ра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru