Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста, изменчивость и нестабильность идентификации, большие затруднения родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей, психические заболевания у родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям, и другие заболевания).
Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений.
Психологическое (эмоциональное) насилие
– это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие на ребенка (словом, поступками, критикой, угрозами, замечаниями, высказываниями в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, преднамеренной физической или социальной изоляцией).
Психологическое пренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.
Различные типы разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и вития ребенка.
Различные типы психологического насилия.
Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу, по отношению к нему, лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;
Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жестокой, несообразной возрасту критике и т.д.
Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении к ребенку.
Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).
Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.
Подробно о педагогике:
Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...
Психомоторные особенности детей дошкольного возраста, страдающих детским
церебральным параличом
Как отмечают отечественные исследователи И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками [16]. Дошкольное детс ...
Организация правового просвещения в
общеобразовательной школе
Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные ...