Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века

Страница 2

Было издано специальное письмо “Музыкально-ритмическая работа по дошкольному воспитанию”, выпущен песенный сборник, включающий революционные, народные и современные песни для всех групп детских садов, а также ряд сборников музыкальных произведений для слушания, занятий ритмикой, подвижных игр и постановок к революционным праздникам.

Одним из основных принципов работы советского детского сада была и остается связь с семьей и оказание родителям помощи в правильном воспитании ребенка. После III съезда по дошкольному воспитанию была выпущена специальная серия небольших популярных брошюр в помощь родителям по воспитанию ребенка в семье. В них давались конкретные указания по физическому развитию ребенка, советы относительно питания и организации уголка дошкольника дома, освещались вопросы трудового, интернационального и антирелигиозного воспитания. Эти брошюры неоднократно переиздавались.

Поиски эффективных путей педагогической работы по дошкольному воспитанию сильно осложнились из-за набирающей в те годы силу лженауки педологии, занявшей особенно сильные позиции в области изучения детей. На III съезде по дошкольному воспитанию многие говорили о педологии как основной научной дисциплине в системе педагогических наук и утверждали, будто ей принадлежит ведущая роль в осуществлении задач коммунистического воспитания.

В предложенной съезду педологами “Программе изучения ребенка или детского коллектива” 1925 года ребенок рассматривался как пассивный продукт среды, которая и является его главным воспитателем. Роль педагогов сводилась к организации среды и фиксации ее влияний на детей. В детских садах появились специальные работники — педологи. Оторванные от непосредственного участия в воспитательной работе, они произвольно завышали возрастные возможности детей, утверждали, что дети уже в раннем возрасте усваивают “основное понимание классовой борьбы”, “корни нашей революции”, переоценивали возможности детей в трудовых процессах, недооценивали значение игры, диктовали воспитателям программы занятий, сформулированные якобы на основе знания реакций детей.

На созванной в 1926 г. III конференции по дошкольному воспитанию в основу планирования занятий в детском саду впервые вводились обоснованные педологами “организующие моменты”, являвшиеся разновидностью метода проектов и отвлекавшие педагогов от повседневной систематической воспитательной работы.

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, созванном в конце 1928 г., был поставлен давно назревший в практике дошкольных учреждений вопрос о необходимости создания программы для детских садов программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков и знаний для каждой возрастной группы. Некоторые дошкольные учреждения уже делали попытки в этом направлении, и их опыт учитывался дошкольной секцией ГУСа.

Однако в докладе «Принципы составления программы детского сада и связь со школой» сказалось влияние педологических установок, завышающих возможности детей дошкольного возраста и предписывающих механически перенести принцип комплексности на практику дошкольных учреждений. Проблема о соотношении игры и труда в деятельности ребенка тоже решалась педологами. В докладе “Игра и труд в дошкольных учреждениях совершенно не учитывалось огромное значение игры для всестороннего воспитания ребенка, о чем так много писала и говорила Н. К. Крупская. Играм противопоставлялся труд, направленный “на удовлетворение жизненно необходимых потребностей”; это вело к недооценке детского творчества, склонности детей к конструированию, следствием явилась перегрузка детей трудовыми занятиями, в силу чего они теряли свою воспитательную ценность.

После IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию лженаучные педологические установки стали проникать во многие методические документы. Ведущим стал лозунг “Нет педагогики без педологии”.

В 1930 г. были изданы “Материалы к работе дошкольных учреждений в городе”, в которых рекомендовались “стабильные организующие моменты”, обязательные для всех дошкольных учреждений и лишавшие воспитателей возможности планировать работу с учетом местных условий, данных изучения детей и анализа воспитательной работы. Если наиболее опытные, знающие педагоги во имя живой творческой работы преодолевали гнет этих штампов, то начинающих работников они могли приучить работать по готовому шаблону, без учета конкретных условий.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Особенности успешной социализации младшего школьника
Значительные изменения, происходящие в нашем обществе, делают актуальными исследования проблемы социализации, которая в основном изучалась в зарубежной, главным образом американской, психологии. Наиболее влиятельными в изучении социализации являются психоаналитическое направление, теория социальног ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru