Несмотря на недостатки названных программ, в работе детских садов было много яркого, интересного, являющегося результатом творчества отдельных садов и воспитателей.
Большое значение для дальнейшего развития дошкольных учреждений имели правительственные постановления о воспитании дошкольников. Постановлением от 6 июля 1935 г. «О мероприятиях по упорядочению работы детских садов» устанавливалась 9-часовая длительность работы детских садов. Там, где это было необходимо, рекомендовалось увеличение времени paботы детского сада до 14—15 часов и круглосуточное обслуживание детей только в случаях, вызванных условиями работы матери.
Весьма значительную роль в повышении качества воспитательной работы в детских садах сыграло постановление Центрального Комитета ВКП (б) “О педологических извращениях в системе Наркомпросов (4 июля 1936 г.).
Н. К. Крупская отмечала, что дошкольное воспитание было той областью, где педология пустила особо глубокие корни и где особенно остро сказался отрыв от коренных и жизненных задач воспитания подрастающего поколения.
Постановление ЦК ВКП (б) “О педологических извращениях .”, подвергнув серьезной критике ошибки в теории дошкольного воспитания и в практике работы детских садов, восстанавливало в правах педагогику как науку и педагогов как воспитателей. Перед ними была поставлена задача руководить развитием детей в соответствии с целями коммунистического воспитания. Ответственность за результаты работы дошкольных учреждений в области коммунистического воспитания возлагалась на руководителей. Должное место в практике дошкольной работы заняло физическое воспитание детей. Оно стало рассматриваться как одна из важнейших сторон коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
В детских садах велась разнообразная воспитательная работа. Большое место занимало привитие детям культурно-гигиенических навыков, что имело важное значение для развития общей культуры и семейного быта. Детям создавали в детском саду условия радостной жизни, проводились игры и занятия. У ребят воспитывали любовь к Советской Родине и расширяли их общий кругозор, формировали наблюдательность, инициативу и творчество. С 1936 г. в детских садах впервые стали устраивать новогодние елки, доставлявшие воспитанникам много радости.
В системе общественного дошкольного воспитания выросли энтузиасты-воспитатели, умевшие хорошо организовать работу с родителями и общественностью, обладавшие высоким педагогическим мастерством, повышавшие свой идейно-политический и теоретический уровень и активно участвовавших в общественной работе.
Для проведения методической работы, передачи и широкого внедрения опыта лучших детских садов стали создаваться методические кабинеты. Изучение и распространение передового опыта, занявшее большое место в их работе, стало одним из источников дальнейшего развития дошкольной педагогики.
В 1938 г. были разработаны “Устав и программно-методические указания”, названные “Руководством для воспитателя детского сада”. К составлению и обсуждению этих документов был привлечен широкий актив воспитателей, методистов, научных работников. Непосредственное участие в создании этих документов принимала Н. К. Крупская.
Материал “Руководства .” включал в себя введение и семь глав: “Физическое воспитание”, “Игра”, “Развитие речи”, “Рисование”, “Лепка и занятия с другими материалами”, “Музыкальное воспитание”, “Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений”.
“Устав” и “Руководство .” стали обязательными документами для детских садов независимо от того, в чьем ведении они находились.
В “Уставе” было записано, что цель воспитания в детском саду — это всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, определялись типы детских садов, их структура. Были сформулированы санитарно-гигиенические требования к питанию и помещению детского сада. Указывалось, что вся работа в детском саду должна проводиться на родном языке детей.
В соответствии с “Уставом” заведующая детским садом и воспитатели должны были иметь специальное образование, особо определялись задачи и программа работы родительских комитетов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы 30-х годов ХХ века – это первая попытка четко определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Программы упорядочивали работу детских учреждений, делали ее целенаправленнее и содержательнее. Но роль воспитателя недооценивалась. Воспитатель должен был работать по «организующим моментам», вне зависимости от потребностей ребенка. В методических записках перечислялись конкретные темы для бесед с детьми, с их родителями (согласно «оргмоментам»). Детская самостоятельность сводилась практически к минимуму, свободное время занимала не игра, а посильный детский труд. Выбор деятельности для ребенка исходил от воспитателя, а он, в свою очередь, подчинялся Программе.
Подробно о педагогике:
Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных
средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...
Комплексная
коррекционная программа развития познавательных процессов посредством
дидактической игры
На основе полученных результатов на первом этапе мы отобрали и осуществляли серию дидактических игр, с целью развития и коррекции умственных способностей дошкольников. Это такие игры как «Поможем кукле», «Угадай, чего не стало?», «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», « ...
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...