Педагогика конца XIX – начала XX веков и преподавание истории в России

Актуально о образовании » Преподавание истории России в средней школе до октября 1917 года » Педагогика конца XIX – начала XX веков и преподавание истории в России

Во второй половине XIX века заметно обостряется интерес к истории педагогики, в связи с чем появляется целый ряд исследований по данной тематике. Подобный интерес был вызван, в первую очередь тем, что для полноценного и эффективного процесса воспитания и обучения детей в школах, сами педагоги должны были знать историю педагогики, воплощая и синтезируя в своей практической каждодневной работе лучшие достижения предшественников.

На рубеже XIX-XX веков, а особенно в ходе революции 1905 года значительно обострился интерес к истории в школах, что объясняется подъемом революционных настроений в России. Эти настроения в полной мере захватили как самих учителей, так и учащихся. Повсеместно возникали организации и собрания учителей, вырабатывавших проекты реформ образования. При этом особенно остро стояли вопросы о введении всеобщего начального и среднего образования в России.

Этот период можно охарактеризовать не только как период поиска наилучших способов преподавания в школах, но и, в некоторой степени революционным периодом. Как уже было отмечено выше, проникновение революционных настроений в учительскую среду способствовало изменению преподавания в школе, в зависимости от политической ориентации каждого конкретного учителя.

Вместе с тем нельзя также забывать о значительном ужесточении политических порядков в стране в 1905-1917 годах. В полной мере это ужесточение коснулось и школьного образования. Речь здесь идет, в первую очередь, о попытках еще более жесткого контроля со стороны государства и правительства за школьным образованием (особенно в области преподавания истории, поскольку именно на ней, как правило, держится любая идеология - как государственная, так и революционная).

Итак, подробным образом рассмотрев развитие педагогической мысли и основных направлений преподавания истории в школах Росси вплоть до 1917 года, можно сделать ряд немаловажных выводов. Прежде всего, стоит отметить, что развитие русской педагогической мысли и методики преподавания, и, в первую очередь, методики преподавания истории долгое время были подчинены государственным интересам.

Изначально данное подчинение выражалось в давлении церковных установок на методику преподавания и содержание самого курса учебной дисциплины «история» в школах. В более поздний период религиозное засилье сменилось жестким государственным контролем.

Вместе с тем, с изменением политической обстановки в стране и мире, менялось отношение к истории вообще, и ее преподаванию в школе в частности. Так, по мере проникновения либеральных, а затем и революционных идей в общество, преподавание истории в школе преследовало уже иные интересы – не поддержание правопорядка и послушания, поддержания и внушения монархических идей, как это было ранее и оставалось в «государственных» школах. Теперь преподавание истории в школах стало своеобразным проводником новых идей.

Подробно о педагогике:

«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в организации детской жизни
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, ...

Цель, задачи и методика опытно – экспериментальной работы
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2007г. по май 2000г. на базе старшей группы детского сада № 30 и 1 класса младшей школы №2 г. Караганды. В исследовании принимали участие две группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей. На первом этапе (сентябрь - октябрь) из ...

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru