В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания книги, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимания на выразительные средства книжной графики.
Нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Изучить особенности восприятия иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста;
2. Провести работу, направленную на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с творчеством художников – иллюстраторов, с литературными произведениями и рассматривания иллюстраций;
3. Разработать серию занятий, которые могут быть использованы в практической работе.
Исследование проводилось в ДОУ № 57. г. Сызрани в январе 2007 года. В эксперименте принимало участие 11 детей старшей группы.
В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений:
1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.
2. Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа ( с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивания главного; композиции – построения как макета книги, так и изображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.
3. Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников - иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка для книги. Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о достоинствах художественных иллюстраций.
Соответственно эти показателям мы определили уровни художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.
Высокий уровень (III) - предполагает наличие всех показателей.
Подробно о педагогике:
Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
Далее нами была отобрана группа детей из двух классов с высоким уровнем тревожности, негативно влияющим на успеваемость, в количестве 14 человек. Таким образом, группу для коррекционной работы составили дети, которые учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и имеют высокий уровень трев ...
Языковая компетенция как один из аспектов формирования готовности студентов
к межкультурной коммуникации
Необходимо подчеркнуть, что звеном преподавания межкультурной коммуникации должна быть сфера взаимодействия и взаимоизменения составляющих культур и сфера коммуникации между носителями разных культур. Рассмотрим элементы процесса коммуникации. Речь идет о четырех пластах коммуникации. Они различают ...
Образно-ассоциативный подход к проектированию костюма
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея ...