Констатирующий эксперимент: уровень восприятия детьми книжной иллюстрации

Страница 2

Средний уровень (II)- у детей есть эмоциональное отношение к иллюстрации, они радуются знакомым иллюстрациям, понимают содержание иллюстрации, соотносят её с текстом. Осознают некоторые средства выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда мимика); цвет, выполняющий декоративную функцию. Понимают эмоциональное состояние героев (веселый, смеется, плачет, испуган и т.д.), иногда – характер персонажа (злой волк, хитрая лиса), если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер (палка у медведя и т.д.). Видят пространственное построение изображения на странице, перечисляют объекты и выделяют главный. Есть представления об иллюстрации, её назначение в книге. Дети могут высказать эстетическую оценку изображенного, хотя и не развернутую.

Низкий уровень (I). Нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. Дети могут соотносить только знакомые иллюстрации со знакомой книгой. При восприятии образов идут от перечисления деталей, не выделяя существенного. Не соотносят средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видят одно-два (рисунок - действие, жест, цветовую характеристику – замечают редко, на композицию не обращают внимания). Нет представления об иллюстрации, её назначении. Собственных суждений не высказывают, или высказывания носят ситуативный характер.

Констатирующий этап эксперимента состоял из 2-ух занятий.

Цель констатирующего этапа – выявить начальный уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей, оригинальности изображения. На 1-ом занятии детям предложили определить средства выразительности в работах художника-иллюстратора Ю.Васнецова. Оказалось, что из всех использованных художником средств выразительности основная масса детей отмечала лишь действие персонажа ( бежит, сидит, стоит и др.) Жест, поза, мимика чаще всего оставались незамеченными. Дети, называли их только в том случае, если они были ярко поданы. Цвет называли тогда, когда он нес декоративную, украшательскую функцию; композиционное построение раскрывали чаще всего на одной странице, понимания макета книги в целом не наблюдалось.

Результаты анализа ответов детей представлены в графике № 1.

График № 1

В результате анализа детских ответов:

низкий уровень – 8 детей ;

средний уровень – 3 ребенка;

высокий уровень – нет .

На втором занятии мы предложили детям другое задание – нарисовать сюжетную композицию на тему русской народной сказки «Колобок» в обработке А.Н.Толстого; художник Е.Рачев. Изд.1969г., М. Такое задание, на наш взгляд, предполагает использование всех знакомых детям средств выразительности, создание необычной, непохожей на другие, сюжетной композиции.

Выполнив задание дети все равно не смогли выделить главные средства выразительности и поэтому их сюжетные композиции были шаблонными, не яркими и не впечатляющими. Дети не смогли сопоставить размеры героев сказки. Например: колобок большой, заяц- маленький. Результаты анализа рисунков представлены в графике № 2.

График № 2.
Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Изучение формирования вычислительных навыков в пределах 5 у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определ ...

Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...

Роль наставника в управлении учениками
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru