Для закрепления звука на подгрупповых занятиях логопед подбирал такой материал, который отвечал специальным фонетическим требованиям:
- содержание максимального количества закрепляемого звука;
- отсутствие неправильно произносимых звуков;
- соответствие возрастным нормам.
Важным этапом автоматизации поставленного звука является его введение в связную речь, которое проводилось на материале:
стихотворений:
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
небольших текстов, доступных для пересказа:
Была в лесу белка. И были у белки детеныши – бельчата. Жили белка и бельчата в дупле. Пришел Володя и взял белку к себе домой. И стала белка жить у Володи в клетке.
чистоговорок:
Ал-ал-ал – Павел днем не спал;
Ул-ул-ул – пенал упал на стул;
Ло-ло-ло – в комнате тепло;
Лы-лы-лы – чистые полы [37].
Соблюдение логопедом последовательности при автоматизации звуков, постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным: от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок и далее к пересказу коротких рассказов, к свободному речевому общению; дало возможность сократить время исправления звука.
В дальнейшем все дети четко произносили звук «Л» в словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях. Они свободно употребляли в спонтанной речи поставленный звук, но в некоторых случаях смешивали его с другими звуками.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей сочеталось одновременно с развитием фонематического восприятия и слуха, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно правильное развитие связной речи, владение лексико-грамматическими конструкциями. Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов логопедической работы и проводилось на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Логопед начинал эту работу на материале неречевых звуков с помощью таких игр: «Что звенит?», «Узнай предмет по его звуку?», «Угадай, кто кричит?» и постепенно охватывал все звуки речи, входящие звуковую в систему языка.
Особое внимание на занятиях логопед уделял выделению звуков на слух, сравнению изучаемого звука с другими. Задания были разные: выделить звук «Л» из ряда звуков (к, п, д, л, с, ш, л, ч,…); найти слово со звуком «Л» из ряда слов (сани, лодка, сахар, лук, сумка, лошадь); отобрать картинки с заданным звуком; придумать пять слов со звуком «Л»; составить предложение с одним из придуманных слов.
Главным этапом в коррекционной работе по развитию фонематического слуха являлась дифференциация звуков. При работе над звуком «Л», логопед учил детей различать данный звук со звуками «Л’» и «Р».
В начале дети медленно и четко произносили слоги с одинаковыми гласными:
ла-ра ло-ро лу-ру лы-лы
или
ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы.
Затем повторяли за логопедом слова, где встречались два сравниваемых звука:
рыболов, крыло, прогулка, горло, журнал.
Продолжением работы было произнесение словосочетаний и предложений:
умелые руки, сладкий пирог, теплые перчатки;
Алла читала журнал. Володя ходил в театр. У Киры каникулы.
Когда дошкольники научились четко и правильно произносить каждый звук в предложениях, логопед перешел к разучиванию стихотворений, небольших рассказов, поговорок, скороговорок, где в тексте встречаются дифференцируемые звуки.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зернами
Черными набит.
В работе по дифференциации звуков логопед активно использовал разнообразный демонстрационный материал: картинки, рисунки, карточки, игрушки. В целях закрепления дифференциации проводил игры, соревнования, логоритмические упражнения.
Идентично были поставлены и введены в речь звуки у остальных детей данной подгруппы.
Логопед проводил с детьми специальные упражнения по преодолению затруднений в воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры. Он учил дошкольников различать на слух длинное и короткое слово (кот – электричка), произносить слова со стечением согласных (лифт, стакан, валенки), употреблять слова сложной звуко-слоговой структуры в предложениях и текстах.
Учитывая особенности неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи, логопед широко использовал на занятиях различные виды упражнений, игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления.
Подробно о педагогике:
Диагностика уровня
нравственной культуры личности у учащихся 4 класса
Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы. Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания пре ...
Организация и анализ результатов опытно –
экспериментальной работы в школе
Целью опытно – экспериментальной работы было подтверждение гипотезы дипломной работы - наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель: 1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематичес ...
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...