Специфика нашей работы обусловлена необходимостью изучить и обобщить передовой опыт отечественных педагогов - музыкантов по проблеме изучения творческого наследия великого финского композитора Яна Сибелиуса в системе школьного музыкального образования. В данной главе мы попытаемся раскрыть содержательную основу форм и методов изучения школьниками произведений Яна Сибелиуса, предлагаемые такими педагогами, как Д.Б. Кабалевский; В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова.
На наш взгляд не вызывает сомнений тот факт, что в школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры. Это выражается в подготовке ребенка и эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно - эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы. Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал для слушания и репертуар для пения, которые в свою очередь должны отбираться по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников; педагогически целесообразными; романтически приподнятыми; создающими в представлении школьников эталоны красоты; доступными для соответствующего возраста учеников; представлять жанры всех эпох и стилей; отвечать тематическому содержанию программы. На каком же материале надо воспитывать вкус и музыкальную культуру? Это, прежде всего, должны быть лучшие образцы музыки народной, классической и современной. Непременно это музыка Яна Сибелиуса, которая стоит в первом ряду шедевров классической музыки.
Рассмотрим, как изучается музыка основоположника финской классической музыки Яна Сибелиуса в программе Д.Б. Кабалевского.
Дмитрий Борисович Кабалевский предлагает в своей программе вариант урока в 7 классе по теме "Музыкальный образ" во второй четверти (6 урок), где на примере произведения Я. Сибелиуса "Грустный вальс". Вот его содержание.
На этом уроке предлагается разучивать новую песню композитора И. Кружкова "Прогулка". Эта песня даст нам еще один интересный пример того, каким может быть музыкальный образ. В тексте песни есть два действующих лица - старушка и пудель, есть и совершенно точно описанные события: старушка думает, что она повела пуделя гулять, а пудель уверен, что это он повел старушку гулять. Забавная штука, в которой нет ни каких неясностей. Все совершенно понятно. Но искать в музыке песни "образ старушки" и "образ пуделя" - бесполезно. Разве лишь в фортепьянном сопровождении есть маленькая разница, но разница эта, даже если ребята ее заметят, не создает различных образов. Легче заметить, как в начале песни бабушка и пудель спят, а потом отправляются на прогулку. Как же можно охарактеризовать музыкальный образ этой песни? Очевидно, мы все (даже если песня будет спета на незнакомом языке!) ощутим в этой музыке образ веселого рассказчика какой - то веселой, смешной истории. А когда вы сами будете петь эту песню, стремясь, конечно, к тому, чтобы рассмешить своих слушателей, она станет вашим образом - образом веселых ребят, поющих смешную историю. Петь эту песню можно по-разному. Ребята сами могут предлагать разные варианты исполнения: начинать медленно, ускорять, замедлять, словом проявлять творческую фантазию. Данная шуточная песня допускает это больше, чем многие другие песни, требующие более строгого исполнения. На этом же уроке будет исполнено сочинение еще незнакомого ребятам композитора - "Грустный вальс" Сибелиуса. Ян Сибелиус, финский композитор, сделал для своей Родины - Финляндии то же, что для другой страны Европы - Норвегии сделал Эдвард Григ. Он стал родоначальником новой финской музыки. Сочинение Сибелиуса, которое прозвучит сегодня в классе, пожалуй, самое популярное его сочинение, одинаково любимое исполнителями, и слушателями. Слушая его, ребята, возможно, почувствуют, как сказалось на нем влияние Чайковского. Вслушавшись внимательно в эту музыку, они услышат не слишком простой, не однозначный, а непрерывно развивающийся образ - "образ грусти". Эта неотвязная тоска, вызывающая слезы… Человек не победил, как побеждал Бетховен, но он борется, как часто боролся Чайковский. Прослушав "Грустный вальс", мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна, - мы чувствуем…И в то, что это, действительно, "Грустный вальс", - верим… [5. С.110].
Подробно о педагогике:
Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...
Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная част ...
Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусс ...