Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 4

Определение эффективности учебного процесса осуществляется с помощью контроля. «Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых» [35, с. 89].

В исследованиях рассмотрены основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.

Педагогический контроль выполняет целый ряд разнообразных функций в учебно-воспитательном процессе:

- дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у обучающегося знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему. С этой точки зрения каждый вид контроля выполняет свою обучающую роль. Так, например, зачет и экзамен являются не только средством проверки степени усвоения учащимися содержания учебного курса, но, прежде всего, обеспечивают систематизацию и обобщение всего учебного материала, целостное видение изучаемой дисциплины и осваиваемой в процессе ее изучения профессиональной деятельности;

- корректирующая функция контроля заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся и определение путей и способов их коррекции, совершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля;

- мотивирующая, ориентирующая функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что обучающийся ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании;

- развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала учащихся, развития их способности к рефлексии и самоанализу;

- воспитательное значение контроля определяется предоставляемой им возможностью самоутверждения учащегося, удовлетворения его потребности в достижении успеха, признании, влиянием контроля на формирование ответственности, способности к самоорганизации и на развитие воли студента [27, с. 151].

Перечисленные функции могут быть реализованы, то есть дать педагогический эффект, только при соблюдении ряда дидактических требований к системе контроля:

- индивидуальный характер, требующий осуществление контроля за работой каждого обучающегося, за его личной познавательной деятельностью, не допускающей подмены результатов учения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

- системность и регулярность проведения контроля на всех этапах реализации технологии обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;

- разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение всех названных выше функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;

- всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как теоретических знаний, так и практических умений и навыков;

- объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном знании учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические требования особенности каждого учебного предмета (отдельных его разделов), а также индивидуальные характеристики обучающихся;

- единичные требования всех преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой в рамках реализуемой технологии обучения [11, с. 45].

Условием реализации основных требований к контролю результатов обучения, а также его ведущих функций является использование разнообразных видов и форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Традиционно выделяют: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, комплексная проверка результатов обучения.

Все перечисленные выше виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных форм и методов проверки знаний, умений, навыков: устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах (в статических, динамических и вариационных парах, зачет и экзамен); письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания (карточки, рефераты); программированный опрос (компьютерные контролирующие программы линейного и параллельного типов, «сигнальные карточки», перфокарты, тетради на печатной основе и т.д.); смешанная форма контроля (уплотненный опрос) осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности [27, с. 76].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Характеристика звукового состава русского языка
В разделе "Фонетика" М.А. Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется колебаниями голосовых связок, расп ...

Основные показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В 1991 году по России году было 87.6 ...

Система работы по коррекции тревожности у младших школьников
Далее нами была отобрана группа детей из двух классов с высоким уровнем тревожности, негативно влияющим на успеваемость, в количестве 14 человек. Таким образом, группу для коррекционной работы составили дети, которые учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и имеют высокий уровень трев ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru