Определение эффективности учебного процесса осуществляется с помощью контроля. «Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых» [35, с. 89].
В исследованиях рассмотрены основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.
Педагогический контроль выполняет целый ряд разнообразных функций в учебно-воспитательном процессе:
- дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у обучающегося знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему. С этой точки зрения каждый вид контроля выполняет свою обучающую роль. Так, например, зачет и экзамен являются не только средством проверки степени усвоения учащимися содержания учебного курса, но, прежде всего, обеспечивают систематизацию и обобщение всего учебного материала, целостное видение изучаемой дисциплины и осваиваемой в процессе ее изучения профессиональной деятельности;
- корректирующая функция контроля заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся и определение путей и способов их коррекции, совершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля;
- мотивирующая, ориентирующая функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что обучающийся ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании;
- развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала учащихся, развития их способности к рефлексии и самоанализу;
- воспитательное значение контроля определяется предоставляемой им возможностью самоутверждения учащегося, удовлетворения его потребности в достижении успеха, признании, влиянием контроля на формирование ответственности, способности к самоорганизации и на развитие воли студента [27, с. 151].
Перечисленные функции могут быть реализованы, то есть дать педагогический эффект, только при соблюдении ряда дидактических требований к системе контроля:
- индивидуальный характер, требующий осуществление контроля за работой каждого обучающегося, за его личной познавательной деятельностью, не допускающей подмены результатов учения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;
- системность и регулярность проведения контроля на всех этапах реализации технологии обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;
- разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение всех названных выше функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
- всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как теоретических знаний, так и практических умений и навыков;
- объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном знании учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические требования особенности каждого учебного предмета (отдельных его разделов), а также индивидуальные характеристики обучающихся;
- единичные требования всех преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой в рамках реализуемой технологии обучения [11, с. 45].
Условием реализации основных требований к контролю результатов обучения, а также его ведущих функций является использование разнообразных видов и форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Традиционно выделяют: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, комплексная проверка результатов обучения.
Все перечисленные выше виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных форм и методов проверки знаний, умений, навыков: устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах (в статических, динамических и вариационных парах, зачет и экзамен); письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания (карточки, рефераты); программированный опрос (компьютерные контролирующие программы линейного и параллельного типов, «сигнальные карточки», перфокарты, тетради на печатной основе и т.д.); смешанная форма контроля (уплотненный опрос) осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности [27, с. 76].
Подробно о педагогике:
Особенности речевого развития детей с ЗПР
Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а, следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. Так, С. Г. Шевченко [16], изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефе ...
Оценка эффективности системы работы по развитию образной речи детей
пяти-шести лет средствами малых форм фольклора
Целью контрольного эксперимента была проверка эффективности проведенной работы: выявить влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей пяти-шести лет. Для реализации этой цели была использована методика констатирующего эксперимента Н.В. Гавриш, опубликованная в книге О.Ушаковой, Е. Ст ...
Подготовка к родительскому собранию
«Психологические и возрастные особенности подростка» Цель: сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков. Задачи: 1. познакомить родителей с особенностями подросткового периода; 2. выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам; 3. предупредить конфликтные ситу ...