Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 3

- сравнительно высокий уровень технической оснащенности учебного процесса средствами обучения;

- преподаватели общетехнических и специальных предметов - преимущественно инженеры-практики, не имеющие специального педагогического образования» [46, с. 39].

Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости между элементами учебного процесса можно рассматривать как отдельные, частные закономерности: зависимость учебного процесса от личностных особенностей, педагогического мастерства, профессионализма преподавателя; зависимость результатов учебного процесса от мотивации, личностного смысла учебной деятельности для обучающихся; обусловленность процесса обучения целями и задачами, его отчетливая целенаправленность; зависимость процесса обучения от критериев оценки эффективности учебной деятельности обучающихся и обучающей деятельности преподавателя и т.д. [34, с. 81].

Эффективность учебного процесса характеризуется приращением результатов за контрольный промежуток времени. С точки зрения результативности эффективность учебного процесса – понятие оценочное, то есть при определении дается оценка его эффективности, под которой подразумеваются конкретные результаты взаимодействия педагога и обучающихся. Если эффект – это результат последнего, то эффективность – мера приближения к заданным при проектировании технологии обучения дидактическим целям [11, с. 56].

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке.

Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность это запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату) [51, с. 71].

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии следующих четырех последовательных уровней усвоения (a) как способности решать различные задачи: a = I¸IV - четыре уровня, отображающие развитие опыта учащегося в данном предмете в процессе обучения. (Приложение 1)

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Объем (полнота) знаний – это сумма факторов, понятий, правил, законов, которые усваиваются обучающимися по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.

Системность знаний – понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

Осмысленность (глубина) знаний – подразумевает правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач.

Прочность знаний – твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.

Действенность знаний – умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой [11, с. 81].

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность учащегося к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью преподавателя) [11, с. 87].

В качестве внешних критериев эффективности учебного процесса обучения принимают: степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности; темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения; уровень образованности или профессионального мастерства; готовность повысить образование [51, с. 93].

Эффективность учебного процесса зависит от эффективности урока. Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по пяти направлениям (по В. П. Симонову). (Приложение 2)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Особенности формирования нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе
Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания. Так же и разнообразны мне ...

Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...

Методологический компонент обучения
Рассмотрим методологическое содержание обучения письму – овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии английского языка и выполнение письменных заданий. В латинском алфавите много букв, общих с русским алфавитом, например, А, С с, Е е, В, К, М, Р р, О о, Х х, и совсем но ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru